1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
В ч.1 ст.137 закреплен особый порядок изменения ст.65 Конституции в следующих случаях: принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. До настоящего времени ни законодательство, ни практика еще не дали ответа на вопрос о том, как должны решаться эти вопросы, однако, по нашему мнению, принятию поправок к ст.65 должно предшествовать выполнение следующих условий, которые вытекают из смысла ст.65, 66 и 137 Конституции.
Принятие в Российскую Федерацию, а также образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации осуществляются в каждом отдельном случае федеральным конституционным законом в соответствии с теми общими требованиями, которые будут установлены, согласно ст.65, федеральным конституционным законом о порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта.
Иная ситуация возникает при изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (например, при преобразовании края или области в республику либо автономного округа в область). Конституция не предусматривает необходимости принятия какого-либо специального закона об общем порядке решения этих вопросов. В каждом отдельном случае должен приниматься особый федеральный конституционный закон, изменяющий статус субъекта Российской Федерации, при условии взаимного, как предусмотрено ст.66, согласия Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации.
И, наконец, особый порядок установлен на случай изменения наименования субъекта Российской Федерации. Инициатива в решении подобных вопросов может принадлежать только субъектам Российской Федерации, причем федеральные органы, как явствует из ч.2 ст.137, не вправе отказать в принятии соответствующих конституционных поправок. Данный вопрос стал предметом особого рассмотрения Конституционного Суда, который в Постановлении от 28 ноября 1995г. дал следующее толкование ч.2 ст.137 Конституции:
«Измерения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа... включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта».
Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст.65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл.3—8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.