Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.
Статья 230. Оспаривание решений третейских судов
1. Правила, установленные в настоящем параграфе, применяются при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды).
2. Оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 233 настоящего Кодекса.
3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
4. Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
5. В предусмотренных международным договором Российской Федерации случаях в соответствии с настоящим параграфом может быть оспорено иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы законодательства Российской Федерации, путем подачи заявления об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника известно, по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства.
Комм. Нешатаевой Т.Н.
1. Третейские суды — арбитраж или международный коммерческий арбитраж, арбитражный (третейский) трибунал — органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения конфликтов в сфере частных экономических отношений до обращения спорящих сторон в государственный суд. Арбитражи являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического конфликта.
Третейское разбирательство экономических конфликтов используется предпринимателями всего мира с древнейших времен как в форме постоянно действующих арбитражей (например, третейские органы при торгово-промышленных палатах), так и образуемых сторонами конфликтах для разрешения конкретного спора (арбитраж "ad hoc" — на случай). В настоящее время деятельность третейских судов регламентируется законодательством или обычаями делового оборота, принятыми в государстве, на территории которого действует третейский суд.
В то же время в системе Организации Объединенных Наций на основе опыта, накопленного за долгие годы существования арбитражей создан рекомендательный международно-правовой акт, призванный служить моделью регламентации создания и деятельности третейских судов на территории различных государств — типовой закон ЮНСИТРАЛ о коммерческом арбитраже.
Как правило, на основе этого международного акта регламентируется порядок образования и деятельности третейских судов в законодательстве государства, в котором действует арбитраж.
В Российской Федерации принято различать третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей. Соответственно их деятельность регулируется федеральными законами "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002г.{Российская газета. 2002. 27 июля.} и "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993г.{Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. Ст.1240.}, учитывающими рекомендации типового акта ЮНСИТРАЛ. Согласно положениям типового Закона ЮНСИТРАЛ (ст.34) решения арбитражей (третейских судов), созданных на территории Российской Федерации, могут быть отменены государственным судом Российской Федерации. В Российской Федерации такая отмена производится арбитражным судом Российской Федерации. Для того чтобы поставить вопрос об отмене решения арбитража, заинтересованная сторон должна подать в компетентный арбитражный суд заявление об оспаривании решения третейского суда. 2. Оспариваться в арбитражном суде могут решения третейских судов по конфликтам, вытекающим из гражданских правоотношений, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Термин "гражданские правоотношения" в контексте этой статьи следует понимать как отношения частного (коммерческого, торгового) характера. Как известно, классическое разграничение публичного и частного, выдержавшее испытание временем дал еще в Древнем Риме Ульпиан: "Publicum Jus est gual ad statum rei romanal spectat, privatum gual ad sigulorum utilitatem" (Публичное есть то, что относится к пользе римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц).
Решение третейского суда затрагивает права (пользу в древней трактовке) частных лиц, обратившихся к третейскому разбирательству. Следовательно, ставить вопрос об отмене такого решения могут в первую очередь лица, участвующие в разбирательстве.
Защита прав третьих лиц (не участвовавших в деле, но о правах и обязанностях которых вынесен судебный акт) может быть осуществлена в процессе оспаривания решения третейского суда в арбитражном суде на основании ст.42, 50—52 Кодекса. 3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда. При этом следует учитывать, что место третейского разбирательства и принятия решения в обязательном порядке указывается в решении третейского суда, действующего как на постоянной основе, так и созданного для рассмотрения конкретного спора. Как правило, местом третейского разбирательства может быть территория субъекта Российской Федерации, определенная сторонами конфликта в соглашении о передаче спора в третейский суд или определенная самим третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон или определенная постоянно действующим третейским судом в соответствии с принятыми им правилами и с учетом удобства проведения судебного заслушивания свидетелей, экспертов, сторон, осмотра доказательств, проведения консультаций арбитров и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать, что постоянно действующие арбитражи образуются и действуют при создавших их организациях-юридических лицах, обязанных сообщать о создании третейского органа арбитражному суду субъекта Российской Федерации, осуществляющему судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд.
Таким образом, территория действия третейского суда с целью установления места обжалования его решения может быть определена с учетом двух факторов: а) сообщения арбитражному суду о создании постоянно действующего третейского суда {В некоторых государствах суды ведут реестр постоянно действующих на их территории арбитражей.}; б) указания о месте действия в решении третейского суда. Последнее наиболее применимо к решениям арбитражей ad hoc.
Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения сторонами решения третейского суда. Следует отметить, что законодательство иностранных государств устанавливает более короткие сроки для оспаривания решений третейских судов на своей территории (как правило, не более двух месяцев). Иные сроки для оспаривания могут быть установлены и нормами международных договоров правовой помощи. 4. К заявлению об отмене решения третейского суда прилагается квитанция об уплате государственной пошлины в размере, предусмотренном Федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа третейского суда (подл.8 п.2 ст.4 Закона РФ "О государственной пошлине" от 09.12.1991г. №2005-1 в редакции 7 августа 2001г.). 5. Согласно типовым положениям Закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже оспаривание решений третейских судов, как правило, возможно лишь в государственных судах той страны, на территории которой действовал третейский суд. Например, решение Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты обжалуется в Земельный суд г.Стокгольма. Заявление об отмене решения международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ подается в Арбитражный суд г.Москвы и т.д. Именно это положение и воспринято предыдущими пунктами комментируемой статьи. Однако из этого общего правила возможны исключения, устанавливаемые международными договорами и касающиеся ситуаций, тесно связанных с территорией и правом Российской Федерации.
Например, решение третейского суда, вынесенное им на территории иностранного государства, на основе российского законодательства определяет права и обязанности заинтересованных лиц, домилицированных (имеющих местонахождение или местожительства) в России или устанавливает статус имущества, находящегося в Российской Федерации. Оспаривание такого решения по общему правилу в судах того иностранного государства, где действовал третейский суд, может оказаться затруднительным по причине отсутствия необходимой информации о праве и судебной практике РФ по этим вопросам.
Кроме того, следует отметить, что законодательство некоторых государств предусматривает, что если решение третейского суда не связано с территорией этого государства, то допускается исключение возможности оспаривания такого решения в государстве, на территории которого действовал третейский суд (п.1 ст.192 Федерального закона 1987г. о международном частном праве Швейцарской конфедерации).
В такой ситуации исключение процедуры оспаривания может привести к тому, что частные лица будут ограничены в возможности реализации права на справедливое судебное разбирательство (ст.6 Европейской конвенции о правах человека). На преодоление такой ситуации и направлена ст.9 Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже от 21.04.1961 {Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.05.1962 №67-VI, действует для Российской Федерации с 07.01.1964.}, гласящая, что отмена арбитражного решения производится в "государстве, в котором или по закону которого это решение было вынесено".
Подобные случаи и регламентируются ч.5 ст.230, предполагающей, что в случае тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации, решение третейского суда независимо от места его вынесения может оспариваться в арбитражных судах РФ при условии, если такая ситуация регламентирована международным договором РФ с тем государством, в котором действовал третейский суд. В таком случае заявление об оспаривании подается в суд по месту нахождения должника или имущества должника.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.