1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации — Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре. Согласно Конституции формирование судейского корпуса осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Соответствующие полномочия Президента Российской Федерации, органов представительной власти, руководителей высших судов Российской Федерации и органов судейского сообщества определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (о назначении судей Конституционного Суда Российской Федерации см. комментарий к ст.125 Конституции).
Конституция устанавливает единый порядок назначения судей всех высших судов. Высшие федеральные суды образуются высшими органами государственной власти: Президентом Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания.
Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей высшей судебной власти в лице судей указанных судов выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания Российской Федерации — Совета Федерации. Характерно соотношение правомочий этих органов государственной власти при формировании высших органов судебной власти: Совет Федерации может отклонить представленные Президентом кандидатуры, но без представления Президента назначение судьи высшего суда состояться не может.
При наделении полномочиями судей Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда учитывается мнение представителей судейского сообщества и руководителей высших органов судебной власти. Квалификационные коллегии судей Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации представляют заключения председателям этих судов о возможности: назначения судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, назначения на должность заместителей председателей этих судов.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» от 21 июня 1995г. судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда.
Судьи иных федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992г. Так, судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом по представлению соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда.
Каждый кандидат в судьи названных судов обсуждается персонально не только в квалификационных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, а при необходимости и вызывается на такое заседание Положение о комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов утверждено распоряжением Президента от 25 июля 1994г.).
Названная комиссия возглавляется министром юстиции Российской Федерации. В ее состав входят председатель Совета по судебной реформе при Президенте, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, председатель Совета судей Российской Федерации, начальник Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации и ряд иных государственных деятелей. Основной задачей комиссии является рассмотрение внесенных в установленном порядке материалов по кандидатурам на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов. Комиссия выносит заключение о рекомендации Президенту Российской Федерации представить в соответствии со ст.83 и 128 Конституции кандидатуры в Совет Федерации Федерального Собрания для назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а по кандидатурам судей других федеральных судов назначить судей либо отказать им в этом.
С учетом требований ст.72 Конституции при рассмотрении кандидатур наряду с их профессиональными качествами учитывается и мнение руководителей субъектов Российской Федерации. При обсуждении комиссией альтернативных кандидатов на должности председателей или заместителей председателей краевых и областных судов, по которым заключение дается Высшей квалификационной коллегией судей (п.1 ст.13 Положения «О квалификационных коллегиях судей»), в обязательном порядке выслушивается сообщение председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о ходе обсуждения указанных кандидатур на коллегии.
В связи с установленной Законом от 21 июня 1995г. процедурой учета мнения законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации возник вопрос о порядке выявления и оформления этого мнения при назначении судей федеральных судов общей юрисдикции. Представляется правильным установление такого порядка, когда кандидатуры судей обсуждаются на сессии Законодательного Собрания субъекта Федерации с предварительным рассмотрением в соответствующем комитете или специально созданной для этих целей комиссии.
Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов от комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
В ч.3 данной статьи содержится указание на форму правового регулирования полномочий, порядок организации и деятельности высших судебных органов Российской Федерации, а именно на федеральный конституционный закон. Это не означает, что все эти вопросы применительно к различным ветвям судебной власти должны решаться единым законом. Законодательная практика пошла по иному пути. Система судов в Российской Федерации в соответствии со ст.118 Конституции будет определяться федеральным конституционным законом о судебной системе. Образование, структура, основы организации деятельности, статус судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. Систему арбитражных судов, их структуру, организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Федерации устанавливает Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г.
Создание условий для полного правового обеспечения полномочий, порядка формирования и организации деятельности, в том числе конкретизации подсудности и подведомственности и иных функций организационного характера, возлагаемых на Верховный Суд Российской Федерации и выходящих за пределы сферы правосудия, требует принятия федерального конституционного закона о Верховном Суде Российской Федерации.
Определение перечня, статуса, соподчиненности указанных в ст.128 Конституции «иных федеральных судов» вызывает необходимость принятия отдельного федерального закона о содержании полномочий, порядке формирования судов, в частности о процедуре назначения судей федеральных судов Президентом Российской Федерации, о структуре и организации деятельности федеральных судов общей юрисдикции.
Несомненно, что системе, устройству и взаимосвязям военных судов должен быть посвящен отдельный федеральный закон.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.