Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Организация и деятельность Верховного Суда Российской Федерации в настоящее время регулируются Законом «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981г.
Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст.118), находящихся на территории Российской Федерации.
Возможны лишь различные пределы такого надзора. Для судов России он неограничен. Что же касается судов республик — субъектов Федерации, то пределы судебного надзора Верховного Суда, возможно, могут быть определены федеральным законом.
Судебный надзор осуществляется Верховным Судом, прежде всего, путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок, но не исчерпывается этим. Важное значение имеют проводимые Верховным Судом изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, дача на этой основе разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.
Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд действует в составе:
а) Пленума Верховного Суда;
б) Судебной коллегии по гражданским делам;
в) Судебной коллегии по уголовным делам;
г) Военной коллегии.
В составе Верховного Суда действует также Президиум. Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и членов Верховного Суда.
Основное полномочие Пленума Верховного Суда — давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.
Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда.
В пределах своих полномочий Президиум Верховного Суда рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики. Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым, осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.
В качестве суда первой инстанции действуют исключительно коллегии Верховного Суда. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.
Дела по первой инстанции рассматриваются в составе судьи-председательствующего и двух народных заседателей (см. комментарий к ч.5 ст.32).
Подсудность дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, определяется ГПК и УПК.
Верховный Суд вправе изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству.
Кроме того, судебные коллегии рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, а также Военная коллегия рассматривают:
а) в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к их ведению; Верховному Суду подсудны любые дела особой сложности и особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе или по инициативе прокуратуры (ст.38 УПК);
б) в качестве суда кассационной (второй) инстанции — дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения, вынесенные нижестоящими судами и не вступившие в законную силу;
в) в порядке надзора — дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения, вынесенные всеми судами.
В кассационном и надзорном порядке судебные коллегии рассматривают дела в составе трех судей.
Новой формой надзора Верховного Суда является деятельность Кассационной палаты.
Кассационная палата Верховного Суда обеспечивает осуществление судебного надзора за деятельностью судов по рассмотрению дел с участием коллегии присяжных заседателей. В Кассационную палату обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном, городском суде (ст.464 УПК). Постановление Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» от 20 декабря 1994г. обязывает председателя и судей Кассационной палаты систематически изучать причины отмены и изменения судебных решений, оказывать судьям помощь в правильном применении законодательства, регламентирующего производство в суде присяжных, и с учетом вопросов, возникающих в практике применения этого законодательства, вносить предложения о даче Пленумом Верховного Суда соответствующих разъяснений.
Судебные коллегии Верховного Суда в установленном законом порядке рассматривают вопросы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определений по гражданским делам и о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Акты Верховного Суда, являющегося высшим судебным органом, окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) не подлежат.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.