1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные в данной статье федеральные органы государственной власти. Эти органы представлены: Президентом Российской Федерации как главой государства; Федеральным Собранием, состоящим из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы) и осуществляющим законодательную власть; Правительством, осуществляющим исполнительную власть; судами (Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и иными федеральными судами, которые могут образовываться в соответствии с федеральным конституционным законом), которые осуществляют судебную власть Российской Федерации.
Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч.1 ст.11, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл.1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл.1 Конституции, для изменения которой, согласно ст.135 Конституции, применяется усложненная процедура, имеет целью создать стабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.
Поскольку, согласно ст.1 Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В субъектах Российской Федерации сложились разнообразные системы организации государственной власти: в некоторых республиках существует должность президента, а в других ее нет; различаются полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования, организация деятельности и т.д. Конституция допускает такое многообразие. Согласно ст.77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Статью 11 Конституции нельзя уяснить в отрыве от ст.3. В этой статье многонациональный народ Российской Федерации определяется как единственный источник власти. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Содержание ч.3 ст.11 Конституции имеет особое значение для нашего государства, поскольку оно по своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации — разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.
Формула данной части ст.11 весьма лаконична. В соответствии с ней разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации проводится, во-первых, Конституцией; во-вторых, Федеративным договором; в-третьих, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В Конституции разграничение предметов ведения проведено в ст.71, 72 и 73. В ст.71 указано все, что отнесено к ведению Российской Федерации; в ст.72 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст.73 перечень предметов ведения субъектов Федерации не приводится. В ней указано, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Из текста ст.73 следует, что субъекты Федерации по предметам совместного ведения обладают лишь теми полномочиями, которые не принадлежат Федерации в этой сфере. В соответствии с ч.2 и 3 ст.78 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению между собой могут передавать друг другу часть своих полномочий, причем Конституция не уточняет, какая именно часть полномочий может быть передана.
Обращаясь к распределению предметов ведения и полномочий, которое было осуществлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., следует учитывать, что в соответствии с ч.1 раздела «Заключительные и переходные положения» в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции России. Часть 3 ст.11 Конституции предусматривает возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В таких договорах не только конкретизируются полномочия сторон по реализации предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, но и, как правило, предусматривается возможность их дальнейшего разграничения.
В настоящее время Российской Федерацией такие договоры подписаны с рядом республик и областей.
Необходимо отметить, что в первых из заключенных российской Федерацией с республиками договоров (например, с Республикой Татарстан в 1994г.) встречались некоторые неоправданные и не основанные на ст.71 и 72 Конституции Российской Федерации положения. Представляется очевидным, что в случае расхождения содержания договоров с нормами Конституции Российской Федерации должны применяться нормы Конституции и соответственно тексты договоров подлежат изменению, с тем, чтобы они не противоречили нормам Конституции Российской Федерации.
Заключение договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обычно сопровождается заключением соглашений по отдельным вопросам: распределение между Федерацией и ее субъектами доходов от налогообложения, охрана природной среды, использование полезных ископаемых и т.д.
Заключение договоров и соглашений между Федерацией и ее субъектами следует рассматривать как действенное средство укрепления связей между ними и позитивного развития федеративных отношений в стране.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.