1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В отличие от прежних советских конституций Конституция 1993г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других форм, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту. Термин «собственность», как известно, употребляется в двух различных смыслах: 1) в юридическом — как обозначение вещного права, права лица на определенную вещь (совокупность вещей), включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью (вещами); 2) в экономическом — как обозначение совокупности экономических (как принято говорить — производственных в широком смысле) отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной (экономической) деятельности. В ст.8 Конституции термины «собственность» и «формы собственности» употребляются во втором (экономическом) смысле и означают, что Конституцией и законодательством в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы хозяйствования, экономическая (хозяйственная) деятельность различных субъектов: физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций и общественных объединений), действующих на базе частного, государственного, муниципального или какого-либо иного имущества, принадлежащего этим лицам (закрепленного за ними) на законных основаниях. Содержание и значение закрепленного в ст.8 конституционного принципа состоит в установлении равного, общего правового режима для всех законно существующих форм хозяйствования. Гарантированное ст.8 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых, не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права социалистической, в особенности государственной, собственности, согласно ч.2 ст.8, права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права (см. также комментарии к ст.34 и 35). Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить: а) свободу экономической деятельности и б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны. Статья 8 устанавливает юридическую гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего принципа рыночной экономики — свободы конкуренции (о конкуренции см. комментарий к ч.2 ст.34). Юридические гарантии обеспечения единства экономического пространства были установлены Указом Президента от 12 декабря 1991г. «О едином экономическом пространстве РСФСР», согласно которому должны признаваться недействительными акты органов власти и управления и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны. Принцип свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России закреплен в п.3 ст.1 нового Гражданского кодекса, согласно которому ограничения могут вводиться только федеральным законом и только тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Судебная защита против актов государственных органов или органов местного самоуправления, нарушающих указанный принцип, предусмотрена ст.13 ГК (см. также комментарий к ст.127 Конституции). Роль государства в создаваемой рыночной экономике кардинально меняется по сравнению с его местом в централизованной административно-командной экономике. Эта роль сводится в основном к осуществлению двух функций: 1) установлению того, что принято называть правилами экономической игры, т.е. изданию законов, определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих отношений, и 2) контролю за соблюдением установленных правил и защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны. В условиях, когда отмирает централизованное государственное планирование деятельности предприятий и принудительное установление их хозяйственных связей, когда издание индивидуальных актов органами власти, адресованных конкретным участникам хозяйственной деятельности, заменяется установлением общих правил поведения, т.е. норм права, возрастает роль законодательного органа — Федерального Собрания. Нужны стабильные законы, регулирующие экономическую и хозяйственную деятельность, и государство должно обеспечить их соблюдение. Важнейшее место среди этих законов занимает новый ГК, который определил правовое положение участников имущественных отношений — граждан и юридических лиц (организаций), содержит правила совершения сделок, режим права собственности и иных вещных прав, общие правила о договорах и обязательствах и специальные правила об отдельных наиболее важных и типичных их видах и решил целый ряд других существенных вопросов. Принят и вступил в действие Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. Необходимо создать тщательно продуманное и развитое налоговое законодательство, поскольку налоги становятся одним из основных, если не основным средством государственного поощрения одних и сдерживания других видов хозяйственной (экономической) деятельности и источником доходов государственного и местных бюджетов. Непосредственная хозяйственная деятельность — производство и реализация товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг — не дело государства. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и другие подобные учреждения, хозрасчетные главки, существовавшие в 1937—1938гг.). Наше новое законодательство не учитывает этот опыт в надлежащей мере. А между тем в современных условиях особенно отчетливо видно, что такое совмещение если не прямо поощряет, то, во всяком случае, создает благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами на порученном ему участке управления. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны. Из сказанного следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды. Эти правила должны быть прямо закреплены в законодательстве. Первые шаги в отношении государственных служащих сделаны: 31 июля 1995г. принят Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Лицам, занимающим государственные должности (к их числу не относятся работники, осуществляющие техническое обеспечение деятельности государственных органов), запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членами органов управления коммерческих организаций, кроме случаев, когда непосредственное участие в таком управлении специально предусмотрено законодательством, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой работы. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. содержит специальную норму следующего содержания: «Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации» (п.2 ст.7 в редакции Закона от 21 апреля 1995г.). Пункт 4 ст.66 ГК запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать участниками хозяйственных обществ и товариществ, если иное специально не установлено законом. Этого, однако, недостаточно: запрещены лишь отдельные проявления болезни, но не устранен порождающий их принцип. Вопрос требует не фрагментарного, а кардинального решения. Указанные выше два правила, исключающие совмещение государственной властной деятельности с извлечением дохода в пользу самого органа, должны носить всеобщий характер и распространяться на любые органы, наделенные властью. По своей сущности это нормы конституционные, и их место не в антимонопольном законе. В настоящее время ряд подзаконных нормативных актов противоречит процитированному выше п.2 ст.7 этого Закона.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.