Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.
Статья 213. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее — контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
2. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Комм. Андреевой Т.К.
1. В ч.1 ст.213 Кодекса определяется круг органов, которые могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. К их числу относятся государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, которые в соответствии с федеральным законом наделены контрольными функциями. В АПК они условно именуются контрольными органами. Наличие у названных органов контрольных функций, т.е. функций, позволяющих им выступать в качестве органов публичной власти, придает им особый статус. Это означает, что самостоятельно выступая в правоотношениях публично-правового характера стороной в споре, указанные органы действуют от имени государства или муниципального образования как органы, "имеющие власть" над другой стороной в споре.
В частности, к таким органам в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся налоговые органы, таможенные органы, включая их территориальные подразделения, а также государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, которые уполномочены в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов осуществлять прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (ст.9 НК).
Таким образом, предусмотренные федеральным законом функции по взиманию обязательных платежей и санкций предопределяют властно-распорядительный характер их деятельности и административно-правовые отношения с налогоплательщиком, складывающиеся в связи с осуществлением этой деятельности.
Указанные контрольные органы вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если это требование адресовано лицу, осуществляющему предпринимательскую и иную экономическую деятельность, и в связи с осуществлением такой деятельности оно становится обязанным уплатить, например, налоги и (или) сборы.
При этом из положений п.4 ст.29 и ч.1 ст.213 АПК следует, что обращение в арбитражный суд возможно лишь в тех случаях, когда федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, т.е. не предусмотрен, например, бесспорный или внесудебный (без обращения в суд) порядок их взыскания.
В частности, по общему правилу, закрепленному в абз.4 п.1 ст.45 НК РФ, взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено в этом Кодексе, а взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Значит в любом случае при необходимости взыскания налоговых платежей с физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, контрольный орган вынужден будет обратиться в суд с соответствующим требованием. 2. Положение, содержащееся в ч.2 ст.213 Кодекса, устанавливает правило, согласно которому контрольный орган может обратиться в арбитражный суд лишь тогда, когда не исполнено его требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке и пропущен установленный в этом требовании срок для уплаты. Фактически в ч.2 ст.213 АПК устанавливается дополнительное ограничение, препятствие для непосредственного обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании в судебном порядке суммы задолженности, которое тем не менее направлено на досудебное разрешение или урегулирование спора по поводу уплаты налога.
Так, ст.45 НК предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно. И только в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст.46 (взыскание платежа с организации) и ст.48 НК (взыскание с физического лица), а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.47 и 48 НК.
Причем, следует иметь в виду, что согласно п.3 ст.48 НК исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С аналогичным иском в суд может обратиться налоговый орган в отношении юридического лица, если при этом налоговый орган не реализовал полномочия на бесспорное взыскание недоимки с этого юридического лица, что предусмотрено в п.3 ст.46 НК, однако срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено, не установлен.
В связи с этим Пленум ВАС РФ в постановлении от 28 февраля 2001г. №5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что судам в данном случае необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п.3 ст.48 НК в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении дел о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом указывается в постановлении срок для обращения налогового органа в суд, установленный в п.3 ст.48 НК, в отношении требований к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п.3 ст.46 НК для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Причем этот срок является пресекательным{Вестник ВАС РФ. №7. 2001. С.7-8.}.
Обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком установлена и в ст.104 (п.1) НК по поводу привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, что необходимо иметь в виду при принятии арбитражными судами заявлений налоговых органов о взыскании налоговых санкций. В соответствии с абз.3 п.1 ст.104 НК налоговый орган может обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо в случае пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Несоблюдение заявителем досудебной процедуры должно повлечь за собой последствия, предусмотренные ст.128, 129 АПК.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.