1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). 2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). 3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.
Комм. Трахенгерц Л.А.
1. Предоставляемый по договору комплекс исключительных прав включает права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау).
В Договоре коммерческой концессии может быть предусмотрена передача прав и на другие объекты интеллектуальной собственности, например, промышленный образец (охраняемую внешнюю форму изделия) или программу для ЭВМ. Приведенный в статье перечень объектов имеет открытый характер.
Однако во всех случаях предметом договора служат отчуждаемые имущественные права. К ним нельзя отнести указанную в п.2 комментируемой статьи «деловую репутацию». Хотя при согласовании цены договора обычно учитывается т.н. условная стоимость «деловой репутации» правообладателя, которая влияет на стоимость передаваемых прав. 2. Необходимость согласования в договоре коммерческой концессии объема передаваемых прав (территории, охватываемой концессией, вида деятельности, количества выпускаемых или продаваемых товаров, объема работ или услуг и т.п.) обусловлена нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц.
Неурегулированность этих вопросов может создать неопределенность в отношениях сторон по поводу предмета договора. За пределами согласованной в договоре сферы деятельности пользователя правообладатель сохраняет возможность распоряжения этими объектами. 3. Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены в п.4 ст.54 ГК. Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных видов юридических лиц установлены в статьях ГК, регулирующих образование соответствующих юридических лиц (см. п.3 ст.64, п.4 ст.82, п.3 ст.113, п.3 ст.115). По ранее действующему законодательству (Положение о фирме 1927г.) право на фирму не требовало особой регистрации. Оно возникало с начала фактического пользования фирменным наименованием. Теперь под такой режим подпадает только коммерческое обозначение - применяемое предпринимателем общеизвестное незарегистрированное наименование. Его охрана не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России на основе ст.8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (участником которой является Россия как правопреемник СССР), предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах - участницах Конвенции без обязательной регистрации. В силу п.1 ст.15 Конституции РФ, конкретизированного в ст.7 ГК, предписания международных договоров имеют приоритет перед нормами других актов, в том числе гражданского законодательства. 4. Основным актом, устанавливающим правовой режим использования товарных знаков и знаков обслуживания, является Закон о товарных знаках (раздел 1), (промышленных образцов - Патентный закон, объекты авторских прав, в том числе программы ЭВМ и базы данных, охраняются Законом об авторском праве). 5. Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности, как-то: управление, создание бытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.п.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.