Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
В статье определяется порядок финансирования судов. Норма Конституции о финансировании судов наиболее полно отражает основные принципы деятельности судебных органов в Российской Федерации, осуществления правосудия только судом (ч.1 ст.118 Конституции).
В соответствии с действующей Конституцией финансирование всех судов Российской Федерации осуществляется централизованно из федерального бюджета России.
В Постановлении Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991г. указывается на основные задачи, связанные с совершенствованием системы гарантий независимости судей, закрепленных в ст.120 Конституции, достижением надлежащего уровня материально-технического обеспечения судов, а также материального, бытового и социального обеспечения судей, присяжных и народных заседателей и других работников судов.
Законом Российской Федерации о республиканском бюджете на каждый текущий год предусматриваются ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, судов, органов прокуратуры, а также ассигнования на деятельность Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, Верховным Советом РСФСР 21 сентября 1992г. было принято постановление «Об оплате труда работников судов в Российской Федерации», где были установлены размеры денежных окладов судей.
Президентом Российской Федерации был издан Указ от 30 мая 1995г. «О дополнительных гарантиях социальной защищенности работников органов судебной власти» на основании, которого в целях повышения гарантий социальной защищенности и упорядочения оплаты труда работников органов судебной власти Председателям Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации предоставляется право устанавливать судьям надбавки к должностным окладам за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 50% должностного оклада. Должностные оклады работников аппаратов указанных судов устанавливаются применительно к должностным окладам работников аппаратов палат Федерального Собрания. Дополнительное финансирование судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда предусмотрено из федерального бюджета.
Кроме того, порядок финансирования арбитражных судов Российской Федерации из федерального бюджета закреплен в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. вступившем в силу 1 июля 1995г.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993г. No.1187 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации» координация деятельности по материальному обеспечению судов возложена на Министерство юстиции. В частности, на него возложено обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов, осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению, а также выделение финансовых средств в распоряжение соответствующих судов, обеспечение контроля за их расходованием, организацией материально-технического обеспечения судов (п.6 постановления).
В систему судов Российской Федерации входят также военные суды, финансируемые Министерством обороны Российской Федерации. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 января 1994г. «О ресурсном обеспечении военных судов и органов военной юстиции» указывается, что на Министерство обороны Российской Федерации возложено финансирование, снабжение, материально-техническое или иное обеспечение военных судов, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, а Министерству финансов Российской Федерации надлежит обеспечивать выделение ассигнований Министерству обороны на указанные цели.
Таким образом, закрепление в ст.124 Конституции положения о централизованном финансировании судов Российской Федерации призвано способствовать независимому осуществлению правосудия в Российской Федерации.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.