1. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. 2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. 3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
В данной статье определены вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации. Вместе с тем их перечень, содержащийся в этой статье, не является исчерпывающим. В Конституции предусмотрены и иные полномочия Совета Федерации. К ним, в частности, относятся такие полномочия, как: принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст.101), одобрять федеральные законы, принятые Государственной Думой (ст.105), и некоторые другие. Следует отметить, что иные полномочия Совета Федерации могут устанавливаться и федеральными законами. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994г. предусмотрено, что пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации. Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно-правовых решений. Все вопросы ведения Совета Федерации, перечисленные в ч.1 ст.102 Конституции, составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение. Совет Федерации утверждает решение об изменении границ между субъектами Российской Федерации. Это решение должно быть принято с согласия субъектов Российской Федерации, которых затрагивает это изменение. Часть 3 ст.67 Конституции устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения. Военное положение вводится Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Его режим определяется федеральным конституционным законом (ст.87 Конституции). Согласно ст.88 Конституции Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Рассматривая вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или указа о введении чрезвычайного положения, Совет Федерации проверяет обоснованность принятых Президентом мер. Утверждение указов Президента о введении в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения Советом Федерации создает дополнительные гарантии соблюдения интересов субъектов Российской Федерации, на территории которых будут действовать правовые ограничения для граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренные режимом военного либо чрезвычайного положения. Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении военных, миротворческих и иных акций за границей допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральным законам. Без решения Совета Федерации использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Федерации недопустимо. Назначение выборов Президента Российской Федерации производится Советом Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г. (см. комментарий к ст.81 Конституции). Решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности принимается Советом Федерации согласно порядку, установленному ст.93 Конституции. Указанное решение принимается квалифицированным большинством голосов, т.е. 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (см. комментарий к ст.83 Конституции). В соответствии со ст.9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Назначение судей Верховного Суда Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. Согласно ст.8 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации на основании представления Председателя Высшего Арбитражного Суда. Согласно ст.83 Конституции назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации производится Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации. В соответствии со ст.12 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"» от 17 ноября 1995г. в том случае, если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации составляет пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Согласно ст.14 указанного Федерального закона первый заместитель и заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ст.101 Конституции). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Совет Федерации назначает на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (ст.1). Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет (ст.5 Федерального закона). При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст.6 Федерального закона). Согласно ст.64 Регламента Совета Федерации Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, а также по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации (назначение руководителей комитетов палаты, обеспечение деятельности членов Совета Федерации и т.п.). Совет Федерации может принять постановление в целом, принять проект постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение. Под общим числом членов Совета Федерации, необходимым для принятия постановления Совета Федерации, следует понимать общее количество лиц, по должности входящих в Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995г. В настоящий момент оно равно удвоенному числу субъектов Российской Федерации, т.е. 178.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.