В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрено в ряде статей Конституции. В ст.11 главы «Основы конституционного строя» установлено, что разграничение осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Следует иметь в виду, что под предметами ведения понимаются сферы общественной жизни, отрасли народнохозяйственной деятельности, а также объекты имущества, которые регулируются органами федеральной государственной власти или совместно с органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия же определяют установленные законом пределы воздействия органов государственной власти на предметы ведения. Обращаясь к ст.71, следует обратить внимание, что она устанавливает предметы ведения собственно Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов установлены в следующей ст.72. Отсюда следует, что федеральные органы государственной власти правомочны действовать как по предметам ведения, отнесенным собственно к Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов. Статья 73 определяет полномочия собственно субъектов Российской Федерации. Статьи 71, 72 и 73 должны рассматриваться в неразрывной связи друг с другом. При анализе, кроме того, следует учитывать и положения других статей Конституции Российской Федерации, в которых определяются полномочия федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации. По какому принципу проведено разделение предметов ведения? К ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено все то, что, исходя из объективных условий существования нашего государства, не может решаться только Федерацией без участия ее субъектов. Так, очевидно, что, хотя регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также национальных меньшинств находятся в ведении Федерации, в полной мере защита прав и свобод человека и гражданина, а также национальных меньшинств может быть реализована только с участием государственных органов субъектов Федерации, и, прежде всего тех, в которых проживают, например, национальные меньшинства и малочисленные народы. Очевидно, что только на месте можно, например, определить границы территории, на которой определенный этнос занимается традиционной хозяйственной деятельностью, и принять меры для его защиты. Комментируя текст ст.71 Конституции, надо отметить, что указанные в ней предметы ведения Российской Федерации могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных для внесения поправок в Конституцию. В п.«а» ст.71 указано, что в ведении Российской Федерации находится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. Отнесение этих вопросов именно к ведению Российской Федерации оправдано тем, что только Федерация как суверенное государство вправе устанавливать свои законы, включая основной закон государства — Конституцию, и вносить в них изменения. По этим основаниям к ведению Федерации отнесено право контроля за соблюдением Конституции и федеральных законов. Учитывая особую важность соблюдения Конституции, обязанность разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации возложена на специальный орган — Конституционный Суд Российской Федерации (см. ст.125 Конституции). Этот Суд решает также дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, в п.«а» ст.71 реализуется один из важнейших конституционных принципов Федерации, в соответствии с которым Конституция Российской Федерации и федеральные законы «имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (п.2 ст.4). Для обеспечения незыблемости Конституции установлено также, что ее гарантом является высшее должностное лицо в государстве — Президент Российской Федерации (п.2 ст.80 Конституции). В соответствии с п.«б» ст.71 к ведению Федерации отнесены «федеративное устройство и территория Российской Федерации». Под федеративным устройством, как представляется, следует понимать состав, порядок формирования и полномочия федеральных органов, а также отношения между Федерацией и ее субъектами, гарантирующие ее сохранение и прогрессивное развитие. Федеративное устройство охватывает также конституционные нормы, устанавливающие, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1 Конституции). Отнесение к ведению Российской Федерации территории нашей страны означает, что именно Федерация определяет состав и, естественно, границы России. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Границы этой территории являются территориальным пределом действия основных полномочий федеральных органов государственной власти. В п.«в» ст.71 к ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств. Важность этого положения определяется, прежде всего, тем, что в соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Основы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина рассмотрены в гл.2 «Права и свободы человека и гражданина». В ней содержатся основные нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина. Конституционные нормы не ограничивают расширение прав и свобод человека и гражданина. Это не только возможно, но и вытекает из задач, которые стоят перед государственными органами Федерации и ее субъектов. Ограничение же прав человека и гражданина неправомерно, поскольку в ч.2 ст.55 Конституции указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем государство не может допустить злоупотребления правами и свободами человека и гражданина. Исходя из этого, в ч.3 ст.55 Конституции установлено, что они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из текста Конституции видно, что защита прав и свобод человека и гражданина находится не только в ведении Российской Федерации, но и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.«б» ч.1 ст.72). Это связано с тем, что защита прав человека и гражданина является общей обязанностью всех государственных органов любого уровня. Следует особо подчеркнуть, что защита прав человека и гражданина составляет основную обязанность таких органов государства, как суд и прокуратура. Пунктом «в» к ведению Российской Федерации отнесено «гражданство в Российской Федерации». Эта норма имеет принципиальное значение, поскольку таким образом подчеркивается единство Российской Федерации. В нашей Федерации правовое положение граждан, порядок приема и утраты гражданства, а также целый ряд других вопросов, определяющих отношения гражданина и государства, регулируется федеральным законом «О гражданстве в РСФСР». Вместе с тем принципиальные конституционные положения гражданства Российской Федерации закреплены в ст.62 Конституции Российской Федерации. Ею, в частности, установлено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Отнесение к ведению Федерации регулирования и защиты прав национальных меньшинств обусловлено необходимостью особого внимания к ним, поскольку национальные меньшинства проживают среди инонационального большинства. Поскольку, как правило, особые трудности испытывают коренные малочисленные народы, Конституция в ст.69 установила, что Российская Федерация гарантирует этим народам права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. К ведению Российской Федерации относится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (п.«г» ст.71). Это является действенной гарантией создания органов, необходимых и достаточных для реализации функций федеративного государства. Следует заметить, что в ряде предшествующих статей Конституция установила принципы взаимоотношений федеральных органов, а также определила, какие органы осуществляют государственную власть в Российской Федерации. Так, в ст.10 Конституции указано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. В ч.1 ст.11 Конституции установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Порядок образования и функции этих федеральных органов определены в гл.4—7 Конституции. Что касается структуры федеральных органов исполнительной власти, то она предлагается Председателем Правительства и передается на утверждение Президента Российской Федерации (см. комментарий к ст.112 Конституции). Надо добавить, что ч.1 ст.78 Конституции предусматривает право федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Рассматривая норму об отнесении формирования федеральных органов государственной власти к ведению Федерации, следует учитывать, что федеральные органы образуются избирателями с учетом того, что Россия является федерацией. Так, одна из палат Федерального Собрания — Совет Федерации — в соответствии со ст.95 и 96 Конституции формируется из представителей субъектов Российской Федерации. Пунктом «д» ст.71 к ведению Российской Федерации отнесена «федеральная государственная собственность и управление ею». При определении объектов федеральной государственной собственности следует руководствоваться Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Кроме того, Президент Российской Федерации отнес ряд объектов к государственной собственности. Надо заметить, что разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п.«г» ч.1 ст.72). Процесс передачи федеральной собственности субъектам Российской Федерации не является единовременным. Он продолжается и практически обусловлен готовностью отдельных субъектов Федерации эффективно управлять передаваемой им федеральной собственностью. Управление федеральной государственной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации (п.«г» ч.1 ст.114). Практически распоряжение федеральным государственным имуществом осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Вместе с тем Правительство Российской Федерации может передавать министерствам и ведомствам полномочия в отношении объектов федеральной собственности, которое необходимо им для реализации возложенных на них функций. К ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (п.«е» ст.71). Руководствуясь этой нормой, государственные органы Российской Федерации имеют возможность определять принципы и перспективы развития Федерации в указанных выше сферах. Соответствующие акты издаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, причем в некоторых статьях Конституции четко записана обязанность федеральных органов определять основные направления политики государства. Так, в п.3 cт.80 установлено, что Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В соответствии с п.«з» ст.83 Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации, а на основании п.«в» ч.1 ст.114 Конституции Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Представляется, что указанными в п.«е» ст.71 сферами развития не ограничивается право Российской Федерации устанавливать основы федеральной политики и создавать федеральные программы. Ряд программ разработан и утвержден Президентом и Правительством Российской Федерации; планируется разработка новых программ. На основании федеральных программ министерства, ведомства, подчиненные им организации разрабатывают мероприятия, осуществление которых является обязанностью не только Федерации, но и субъектов Федерации. Многие субъекты Российской Федерации также ввели в практику создание своих программ. Пункт «ж» ст.71 относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, а также право регулировать отношения, обеспечивающие создание в Федерации единого рынка. К ним отнесены, например, финансовое регулирование и федеральные экономические службы, федеральные банки. Пункт «ж» этой статьи следует рассматривать в сочетании с ч.1 ст.8, а также со ст.75 Конституции, устанавливающей единство экономического пространства, функции Центрального банка Российской Федерации, а также право Российской Федерации устанавливать систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Пункт «з» относит к ведению Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития. Само содержание этого пункта предполагает, что помимо федеральных налогов и сборов существуют бюджеты, налоги и сборы субъекта Федерации и местного самоуправления. Обязанность разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение возложено Конституцией на Правительство Российской Федерации (п.«а» ч.1 ст.114). Что касается установления общих принципов налогообложения и сборов, то в соответствии с п.«и» ст.72 оно отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пунктом «и» ст.71 к ведению Федерации отнесены федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе, т.е. системы, обеспечивающие общие интересы Российской Федерации, которые в силу своих особенностей не могут быть разделены между субъектами Федерации. Естественно, что регулирование правоотношений, возникающих в перечисленных в этом пункте системах, осуществляется федеральными государственными органами. Так, в 1995г. был принят федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (No.170-ФЗ), определивший правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании ядерной энергии. Этот федеральный закон установил полномочия в области использования атомной энергии федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также права организаций (в том числе и общественных) и граждан. Отнесение п.«к» к ведению Федерации внешней политики и международных отношений, международных договоров Российской Федерации и вопросов войны и мира объясняется тем, что Российская Федерация является государством, обязанным осуществлять все эти функции в общих интересах всего населения страны. Вместе с тем, учитывая чрезвычайную сложность реализации этих функций, Конституция устанавливает определенные обязанности в этой сфере ряда федеральных государственных органов и должностных лиц. Полномочия Президента Российской Федерации установлены в некоторых статьях гл.4. На Совет Федерации возложено обязательное рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам войны и мира, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации (ст.106). Правительство Российской Федерации в соответствии со ст.114 Конституции осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики Российской Федерации. Конституция предусматривает создание других федеральных государственных органов, действующих в указанной сфере. К ним относится, например, Совет Безопасности Российской Федерации. Внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п.«л» ст.71) также отнесены к ведению Федерации. Учитывая, что наряду с Федерацией внешнеэкономические связи осуществляются и субъектами Российской Федерации, п.«о» ст.72 Конституции устанавливает, что координация этих связей относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Отнесение п.«м» ст.71 к ведению Российской Федерации обороны и безопасности означает, в частности, что в Российской Федерации существуют единые вооруженные силы. Их Верховным Главнокомандующим является Президент Российской Федерации, которому принадлежит право утверждения военной доктрины нашей страны и который возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Президенту же принадлежит право вводить военное положение. Он назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.83, 87). Упоминаемую в п.«м» безопасность следует, как представляется, рассматривать как безопасность государственную, которая, в частности, обеспечивается такими федеральными органами, как Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности. По п.«м» ст.71 к ведению Федерации отнесены оборонное производство и определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, производство ядовитых и наркотических средств и другие полномочия, обеспечивающие безопасность страны в целом, а также ее граждан. Заметим, что толкование понятия безопасности именно как государственной подтверждается тем, что общественная безопасность и экологическая безопасность отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п.«б» и «д» ч.1 ст.72). Определение статуса и защита государственной границы, а также территории Российской Федерации отнесено в соответствии с п.«н» ст.71 к ведению Российской Федерации. Практически их защита возлагается на Пограничные войска и такие органы государства, как, например, таможенная служба. Рассматривая права нашего государства в определении статуса и защиты исключительной экономической зоны и континентального шельфа нашей страны, следует исходить из международных конвенций, регулирующих правовое положение указанных шельфа и зоны, к которым присоединилась Российская Федерация. В частности, из этого исходит Федеральный закон «О континентальном шельфе», принятый в 1995г. Отнесение к ведению Российской Федерации в соответствии с п.«о» настоящей статьи судоустройства, прокуратуры, а также законодательства по ряду отраслей российского права связано с необходимостью создания единого правового пространства, прежде всего в сфере уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений. На это же направлено предусмотренное Конституцией существование в Российской Федерации только федеральной судебной системы, а также единой централизованной Прокуратуры Российской Федерации (ст.118 и 129). Исходя из того, что в стране существует единая судебная и прокурорская система, естественно отнесение к ведению Федерации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а также гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Это же относится и к правовому регулированию интеллектуальной собственности. Названное в п.«п» и отнесенное к ведению Федерации коллизионное право охватывает правовые нормы, регулирующие разрешение коллизий между законами, как Федерации, так и ее субъектов, а также определяющие порядок разрешения конфликтов на договорной основе. В ст.85 Конституции определено, что Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами последних. В этой же статье указано, что в случае недостижения согласованного решения Президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Это дает основание считать, что применение норм коллизионного права ограничивается стадией досудебного рассмотрения споров. Пункт «р» ст.71 относит к ведению Федерации установление общих для всей страны стандартов и эталонов, а также организацию и ведение метеорологической службы и официальной статистики. Надо отметить, что наша страна все больше приближается к общепринятым в международном масштабе стандартам и эталонам. Установление общефедеральных государственных наград и почетных званий (п.«с» ст.71) дает возможность органам Российской Федерации отмечать заслуги граждан перед страной в целом. Это не исключает возможности установления наград и почетных званий субъектами Федерации. Поскольку Российская Федерация осуществляет важные функции, реализация которых направлена на укрепление единства нашей страны, защиту прав и интересов, проживающих в ней, а также на развитие страны в целом и поднятие условий жизни каждого человека и гражданина, наша страна, естественно, нуждается в наличии государственной службы. Пункт «т» предусматривает создание федеральной государственной службы — профессиональной деятельности по обеспечению полномочий федеральных государственных органов. Естественно, что наряду с федеральной государственной службой в каждом субъекте Федерации существует собственная государственная служба. Поскольку деятельность всех этих служб должна быть направлена на реализацию единых целей, следует заметить, что к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с п.«н» ст.72 отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Некоторые из этих общих принципов закреплены в самой Конституции. Так, в ст.32 Конституции установлено, что все граждане имеют право участвовать в управлении делами государства, а также имеют равный доступ к государственной службе. В июле 1995г. вступил в силу федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (No.119-ФЗ), устанавливающий правовые основы организации федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации, а также правового положения государственных служащих.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.