С развитием научно-технического прогресса увеличилось отрицательное воздействие человеческой деятельности на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В результате катастроф и стихийных бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Ученые утверждают, что в настоящее время перед Россией стоит задача экологического выживания. Необходимо прекратить дальнейшее разрушение природы.
Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего, это предусмотрено в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г.
Согласно ст.12 этого Закона граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Участие граждан в охране окружающей природной среды возможно не только путем непосредственного добровольного выполнения работ по охране природы, но и путем внесения средств во внебюджетные государственные экологические фонды и в общественные фонды окружающей среды. Указанные фонды расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Граждане могут участвовать в общественном экологическом контроле и общественной экологической экспертизе.
Для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих безопасность населения, Законом закреплено нормирование качества окружающей природной среды. В связи с этим очень важно соблюдение производителями сельскохозяйственной продукции предельно допустимых норм применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. От этого во многом зависит состояние здоровья населения.
Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности населения, а сознательность развивается экологическим воспитанием, которое должно начинаться с младенческого возраста. Оно дополняется экологическим образованием. В связи с этим в ст.73 Закона «Об охране окружающей природной среды предусмотрено, что с целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов необходимо установить систему всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающую весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации. Большую роль играет здесь деятельность средств массовой информации.
Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. Так, в Земельном кодексе Российской Федерации (ст.101) предусмотрено, что собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют: рациональную организацию территории; восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения.
К охране земель также относятся защита от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культурно-технического состояния земель; рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
За рациональное использование и охрану земель возможно экономическое стимулирование собственников земли, землепользователей и арендаторов, например установление повышенных цен на экологически чистую продукцию, поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного фонда.
Законодатель не уточняет формы возможного поощрения, оставляя это на усмотрение государственных органов — исполнителей закона. Это могут быть льготы по платежам за землю, принятие за счет бюджета всех или части расходов пользователя земли, необходимых для поддержания результатов проделанных работ, и др.
За нарушение земельного законодательства установлена материальная, административная и уголовная ответственность. Применение ответственности к земельным правонарушениям возможно лишь в случаях, если они нашли отражение в действующем законодательстве.
Проблемы охраны окружающей среды нашли свое отражение и в Основах лесного законодательства Российской Федерации (1993г.), предусматривающих обязанности граждан по охране лесов в нескольких статьях (ст.35 «Обязанности лесопользователей», ст.57 «Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов», ст.58 «Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов», ст.59 «Цели и задачи охраны и защиты лесов», ст.60 «Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов», ст.65 «Участие граждан и общественных объединений в сфере лесных отношений»).
Согласно требованиям Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993г., граждане при возникновении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами — сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации.
Ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 октября 1995г. Например, при использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.
Подробно регламентирована охрана животного мира Федеральным законом «О животном мире» 1995г.. Так, в ст.12 этого Закона к числу принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования животного мира отнесено осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокое обращение с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.
Граждане, занимающиеся содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования (ст.26). Это означает, в частности, что животных следует оберегать от заболеваний, тем самым, оберегая от заболеваний людей, так как некоторые болезни животных передаются людям.
В Законе предусмотрено, что несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.
Закон (ст.40) запрещает применение ногозахватывающих капканов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В ст.56 Закона предусмотрено, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае, если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.