1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Предусмотренное этой статьей право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Оно препятствует узурпации власти государством, одним человеком или узкой группой лиц.
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ч.1 ст.22) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.11) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч.2 ст.20).
Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права.
В ч.2 ст.22 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой объединения является политическая партия (см. комментарий к ст.13). Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Свобода деятельности общественных объединений во многом определяется их взаимоотношениями с государством, его органами и должностными лицами. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ; заключения договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе и т. д. (См.: Закон РФ о некоммерческих организациях от 12 января 1996г.)
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
Это, прежде всего государственная регистрация общественного объединения органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации, но объединение считается созданным с момента утверждения устава и формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов на съезде (конференции) или общем собрании общественного объединения.
Наиболее массовыми общественными объединениями являются профессиональные союзы, в которых состоит большинство населения страны. Во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, предпринимателями профессиональные союзы представляют и защищают интересы своих членов в области производства, социально-экономической, культурной и иных областях. Все профессиональные союзы должны быть равны перед законом. Специфическая деятельность профессиональных союзов стимулируется, а особенности, связанные с их созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией, регулируются Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г., иным законодательством о профессиональных союзах, принимаемым в соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях».
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять одно из решений: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.
Перечень оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного объединения, включает обстоятельства, предусмотренные п.5 ст.13 Конституции, другие основания, предусмотренные Законом об общественных объединениях. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается. Отказ в государственной регистрации либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд. Кроме того, отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Учреждения юстиции обязаны указать конкретные положения законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данного объединения.
Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов, избрании руководящих органов, составлении программы, управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России.
В законодательстве предусматриваются меры против злоупотреблений правом на объединение. Общественное объединение может быть ликвидировано лишь по решению суда на основании заявления прокурора в случаях несоблюдения п.5 ст.13 Конституции Российской Федерации, виновного нарушения прав и свобод граждан, иных неоднократных или грубых нарушений правовых актов либо систематической деятельности, противоречащей уставным целям. Государство, его органы, общественные объединения, в том числе лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, и граждане несут равную ответственность за соблюдение законодательства об общественных объединениях.
Статьей 144 УК предусматривается уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, ст.239 — за организацию объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.