1 . Настоящая глава ГК вслед за гл.12 Основ ГЗ регламентирует подряд как единый в своей правовой сущности договор, имеющий общие начала (§1) и ряд разновидностей (§2-5), когда от этих общих начал допускаются существенные отступления, учитывающие специфику отдельных видов подряда. Однако область применения такого единого договора подряда в ГК ограничена. 2 . Нормы о договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в ГК, в отличие от Основ ГЗ (ст.97), вынесены в отдельную гл.38. Этот договор имеет существенные особенности, и, следовательно, общие правила §1 гл.37 к нему применяться не должны. Однако он является по своему предмету все же договором подрядного типа и в ряде статей гл.38 ГК содержатся отсылки к общим нормам гл.37 (ст.770, 778). При наличии пробелов в законодательстве к этому договору возможно в порядке аналогии закона (ст.6 ГК) применение и других общих правил о договоре подряда, содержащихся в §1 гл.37 ГК. 3 . В ст.702 ГК, дающей определение подряда, и многих других статьях гл.37 указывается, что предметом подряда являются работа и ее результат, хотя в отдельных статьях единство терминологии не соблюдается и называется только работа (см. п.1 ст.704, ст.708, 709, 710 ГК и др.). Такая терминология является для нашего законодательства новой. Ранее в ГК 1964 речь шла о выполнении подрядчиком работы. В общей части обязательственного права ГК также говорится об обязательствах о выполнении работы (ст.307, 397 ГК). обязательства о достижении результата не упоминаются.
Работа и ее результат (объект) в договоре подряда обычно обособлены во времени (сначала выполняется работа, а затем возникает ее результат), однако они тесно связаны и образуют единство. Выполняемая работа предполагает создание определенного результата, ибо как таковая она бессмысленна, а этот результат недостижим без предшествующей ему работы. Первичным и решающим является работа, что и выражено в терминологии ГК: о работе говорится во всех случаях, а результат часто не называется.
Поэтому применение в гл.37 новой терминологии, по сравнению с ГК 1964, не есть изменение по существу, а лишь некоторое обновление языка закона, с целью более полной характеристики предмета договора подряда. С точки зрения единства терминологии такое обновление едва ли оправданно. 4 . Общим нововведением гл.37 является использование для регулирования договора подряда некоторых норм и правовых формулировок, установленных для договора купли-продажи. Это особенно наглядно проявляется в отношении определения качества работ (ст.721 ГК), предъявления требований по качеству (ст.724 ГК), а также в наличии отсылок по отдельным вопросам к нормам гл.о купле-продаже (п.5 ст.723, п.6 ст.724, ст.739 ГК). Правовые последствия такого регулирования анализируются в коммент. к соответствующим статьям гл.37 ГК.
§5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
Комм. Кроль М.С.
Общие принципы размещения и исполнения на договорной основе заказов на выполнение работ для федеральных государственных нужд определены Законом о поставках продукции, который в понятие поставки включает также выполнение работ (см. преамбулу закона).
Особенности выполнения для государственных нужд подрядных строительных, проектных и изыскательских работ для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов РФ получили свое урегулирование в постановлении Правительства РФ от 14 августа 1993г. No.812, которым утверждены Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов на строительство объектов для государственных федеральных нужд. Подобный нормативный акт издан впервые, причем Правительство рекомендовало субъектам РФ руководствоваться данным документом при заключении договоров строительного подряда для региональных государственных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994г. No.220 утверждено Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ. Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1993г. No.585 установлен порядок государственной экспертизы градостроительной и проектно-сметной документации и утверждения проектов строительства.
Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд
Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта
Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта
Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта
Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта
Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.