Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.
Право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях.
комм. Хлестова И.О.
1.Законом о валютном регулировании (п.4 ст.1) к валютным ценностям относятся:
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги в иностранной валюте (чеки, вексели, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и необработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также к лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. Однако пока он не определен.
Под иностранной валютой Закон о валютном регулировании (п.3 ст.1) понимает:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. 2. Порядок совершения сделок с валютными ценностями установлен Законом о валютном регулировании, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и изданными в соответствии с ними иными нормативными актами. Так, Закон о валютном регулировании (п.2 ст.4) предусматривает, что в Российской Федерации покупка и продажа иностранной валюты производится через уполномочены банки в порядке, установленном ЦБР. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться на внутреннем валютном рынке Российской Федерации непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, которые действуют в порядке и на условиях, предусмотренных ЦБР. 3. Инструкция ЦБР от 29 июня 1992г. No.7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" (Сборник нормативных актов о валютном регулировании и валютном контроле. М. 1994, с.233-245) (далее — Инструкция No.7) устанавливает, что резиденты — юридические лица вправе покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки для осуществления:
а) текущих валютных операций;
б) валютных операций, связанных с движением капитала, которые согласно нормативным актам ЦБР проводятся без лицензии ЦБР;
в) платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафов за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредитов;
г) для оплаты командировочных расходов сотрудников направляемых в командировку за рубеж;
д) для оплаты расходов на содержание представительств юридических лиц, открытых в соответствии с разрешениями ЦБР;
е) для обязательных платежей в иностранной валюте, которые взимаются государственными органами согласно федеральным законам;
ж) валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии соответствующей лицензии ЦБР в пределах сумм, указанных в ней (п.24). Согласно п.20 Инструкции No.7 нерезиденты — юридические лица вправе без специальных разрешений ЦБР и без указания целей приобретать иностранную валюту через уполномоченные банки за счет рублевых средств, находящихся на их счетах. 4. Условия покупки иностранной валюты за рубли, а также ее продажи физическими лицами (резидентами и нерезидентами) за счет средств на их счетах в российских уполномоченных банках определены в Положении ЦБР "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" No.39, утв. приказом ЦБР от 24 апреля 1996г. No.02-94 (см. коммент. к ст.140 ГК). В приведенных случаях речь идет о купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме. 5. Инструкция ЦБР от 27 февраля 1995г. No.27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" (Валютные операции. Нормативные акты с комментариями. М., Агентство "Бизнес-Информ", 1995, с.251-283) устанавливает порядок проведения сделок с наличной иностранной валютой (п.1.6). В частности, обменные пункты вправе осуществлять следующие операции:
а) покупку и продажу иностранной валюты за наличные рубли;
б) покупку и продажу платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажу и оплату платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;
в) прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
г) выдачу наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным картам, а также прием наличной иностранной валюты для начисления на счета физических лиц в банках;
д) обмен (конверсия) наличной валюты одного иностранного государства на наличную валюту другого;
е) размен платежного денежного знака иностранного государства на его же платежные денежные знаки. Указанные сделки резиденты и нерезиденты вправе проводить только через уполномоченные банки. 6. Сделки с валютными ценностями между резедентами, а также между резидентами и нерезидентами осуществляются на территории России только через уполномоченные банки согласно п.15 раздела VIII Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Основные положения (п.15 раздела VIII) разрешают заключение сделок с валютными ценностями на территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, в следующих случаях:
а) передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;
б) дарения валютных ценностей супругу или близким родственникам;
в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
г) приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном российским законодательством. 7. Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994г. No.756 (СЗ РФ, 1994, No.11, ст.1291) (далее — Положение No.756). Оно распространяется на сделки с золотом и серебром в стандартных и мерных слитках; в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах. Положение No.756 устанавливает, что сделки с указанными объектами вправе заключать только определенные субъекты. Учитывая, что Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням был упразднен Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996г. No.1177 (СЗ РФ, 1996, No.34, ст.4082) (п.1.6) и согласно постановлению Правительства РФ от 5 января 1997г. No.2 (СЗ РФ, 1997, No.2, ст.248) Минфин РФ является одним из его правопреемников, также сделки вправе заключать Минфин РФ. Кроме того, сделки с названными объектами вправе совершать:
- ЦБР,
- специальные уполномоченные банки (коммерческие банки, имеющие соответствующую лицензию),
- пользователи недр (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
- скупочные предприятия,
- предприятия-заготовители (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
- предприятия-переработчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
- аффинажные заводы (государственные предприятия,
- производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%);
- промышленные потребители (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
- инвесторы (предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным выше субъектам, которые вкладывают свои средства в приобретение слитков золота, серебра и монеты.
Положение (п.3) предусматривает, что денежные обязательства, которые возникают при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в рублях.
ЦБР 1 ноября 1996г. приказом No.02-400 ввел в действие Положение "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" ("Бизнес и банки", 1996, No.49) (далее — Положение No.50). Положение No.50 (п.7) разрешает уполномоченным коммерческим банкам совершать следующие операции и сделки с драгоценными металлами:
а) покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет своих клиентов;
б) привлекать драгоценные металлы во вклады от физических и юридических лиц;
в) размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;
г) предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;
д) оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.
Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между российскими резидентами, должны быть выражены и оплачены в рублях (п.8.4 Положения No.50).
Временный порядок проведения Банком России операций по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утв. приказом ЦБР от 30 декабря 1996г. No.02-475 (Вестник Банка России, 1997, No.2, с.30-40) устанавливает порядок купли-продажи драгоценных металлов ЦБР и уполномоченными банками. 8. Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996г. No.759 (СЗ РФ, 1996, No.27, ст.3286) (далее — Положение No.759). Оно распространяется на сделки с природными драгоценными камнями (алмазами, изумрудами, сапфирами, александритами) следующих видов:
а) сырые, сортированные и оцененные;
б) обработанные (ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения);
в) рекупированные (извлеченные из инструмента) (п.1).
Положение No.759 не охватывает сделок, связанных с вывозом из России и ввозом в Россию природных драгоценных камней; с ювелирными и другими бытовыми изделиями и вставками из природных драгоценных камней, перечень которых определяется нормативно-технической документацией; с сертифицированными ограненными природными драгоценными камнями (п.2). Право заключения сделок с указанными объектами принадлежит особым субъектам, российским резидентам: Минфину РФ, ЦБР, уполномоченным банкам, добывающим организациям (пользователям недр); обрабатывающим организациям, промышленным потребителям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям); торгово-посредническим организациям; инвесторам (юридическим и физическим лицам, вкладывающим свои средства в приобретение природных ограненных камней через специально уполномоченные банки, ограночным предприятиям, а также другим юридическим лицам, имеющим право на работу с природными драгоценными камнями).
Согласно Положению No.759 (п.6) совершение сделок с сырыми и несортированными природными драгоценными камнями запрещается. ЦБР и специально уполномоченные коммерческие банки вправе совершать сделки купли-продажи природных драгоценных камней за свой счет либо за счет своих клиентов, осуществлять залоговые операции и совершать иные сделки, разрешенные российским законодательством. Инвесторы вправе совершать сделки купли-продажи обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через уполномоченные банки по заключенным с ними договорам поручения (п.13). Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическими лицами запрещается.
Согласно п.14 Положения No.759 владельцы природных драгоценных камней могут использовать их в качестве залога. В то же время их нельзя использовать в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, которые коммерческие банки предоставляют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции (п.15 Положения No.759).
Для реализации Положения No.759 ЦБР и Минфин РФ издали письмо от 3 октября 1996г. No.334 и от 10 октября 1996г. No.11-07-02/151 "О порядке применения Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996г. No.759" (Нормативные акты по банковской деятельности. Приложение к журналу "Деньги и кредит", 1997, No.1, с.45-47), которое определило перечень сделок, совершаемых банками с природными драгоценными камнями на территории России.
9. Правила совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997г. No.772 (СЗ РФ, 1997, No.27, ст.3230). Согласно Правилам (п.3) все операции, связанные с куплей-продажей слитков, должны совершаться в присутствии физического лица, покупающего (продающего) слитки. При купле-продаже слитков к ним должны прилагаться документы, подтверждающие их происхождение. 10. Правила скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий в ломе утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994г. No.1089 (СЗ РФ, 1994, No.23, ст.2568). Согласно этим Правилам (п.8) скупочные предприятия принимают у населения ценности в виде ювелирных, бытовых и иных непромышленных изделий в ломе, не запрещенных законодательством для продажи населению, независимо от наличия на них оттисков именинников изготовителей изделий и оттисков государственных пробирных клейм. Скупочным предприятиям запрещается принимать: алмазное сырье и полуфабрикаты, технические алмазы; золото, платину, палладий и серебро в самородках, шлихе, слитках, пластинах, проволоке; полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства; предметы производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (контакты, лабораторная посуда и другие), драгоценные камни, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, алек-сандриты, а также природный жемчуг) в необработанном виде; ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, если иное не предусмотрено законодательством; предметы, изъятые из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок (холодное и огнестрельное оружие, оружие в оправе и другие). При сдаче ценностей физическое лицо обязано предъявить паспорт или документ, его заменяющий. 11. Согласно Закону о валютном регулировании (п.1 ст.3) право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с другими объектами. Собственник валютных ценностей вправе требовать защиты принадлежащего ему права на валютные ценности в общем порядке согласно гл.20 части первой ГК. 12. В соответствии с Законом о валютном регулировании (п.1 ст.14) сделки с валютными ценностями, совершенные в нарушение российского валютного законодательства, считаются недействительными (см. коммент. к ст.167 ГК). Кроме того, нарушители могут быть привлечены к административной (ст.153,154 КоАП) и уголовной ответственности (ст.191 УК).
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.