Юридическая компания "Кремль-юрист" +7(495)171-31-14 645-03-09
О компании
История Наш коллектив Регистрационные документы Новости компании
Наши услуги
Защита по уголовным делам Ведение дел в арбитражных судах Ведение дел в гражданских судах Сопровождение бизнеса Регистрация юридических лиц Охранные услуги Детективные услуги Юридические услуги по наследству и завещанию Защита авторских прав Юридические услуги при переустройстве, перепланировке помещений Разрешения на привлечение на работу иностранных специалистов Регистрация индивидуальных предпринимателей
Справка
Справочная информация Безопасность Библиотека
Наши процессы Наши партнеры Контакты Новости
Skype
Вопрос - ответ
здравствуйте! Можно ли обжаловать внутренние приказы и должностные...»
Здравствуйте! Я хочу написать жалобу в КС РФ о неправильном толковании...»
Здравствуйте! Муж согласно решения суда от 1994 года обязан был...»
здравствуйте.у моей близкой родственницы сложилась такая ситуация:в...»
В Вашем броузере запрещена работа JavaScript. Разрешите JavaScript, или многие возможности сайта будут Вам недоступны.
1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: 1) рождение; 2) заключение брака; 3) расторжение брака; 4) усыновление (удочерение); 5) установление отцовства; 6) перемена имени; 7) смерть гражданина. 2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. 3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда. 4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.
комм. Кузнецова И.М.
1. Акты гражданского состояния (далее — а.г.с.) — основные события жизни человека — подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах записи а.г.с. (органах загса). П.1 коммент. статьи определяет их перечень, который является исчерпывающим, не подлежащим расширению. Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение илц прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Так, с рождением ребенка у его родителей возникают родительские права и обязанности, обязанности по содержанию; со смертью человека возникают наследственные права в отношении его имущества, право на пенсию у его несовершеннолетних детей и т.п. Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. В некоторых случаях закон придает акту регистрации правообразующее (правопрекращающее) значение, т.е. устанавливает, что соответствующие права и обязанности возникают или прекращаются лишь с момента регистрации а.г.с. Такое значение придано регистрации заключения брака (ст.10 Семейного кодекса) и расторжения брака (при его расторжении в органах загса — ст.25 Семейного кодекса). Регистрация а.г.с. производится и в государственных интересах: для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.). Эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны. 2. Государственная регистрация а.г.с. производится территориальными органами записи а.г.с., образованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. А.г.с. граждан РФ, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями РФ. Координация деятельности по государственной регистрации а.г.с. осуществляется Министерством юстиции РФ. Признаются действительными а.г.с., совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса (например, во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях). Они приравниваются к а.г.с., совершенным в органах загса, и не требуют последующей государственной регистрации. 3. Государственная регистрация а.г.с. осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом а.г.с. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство — документ, удостоверяющий факт государственной регистрации а.г.с. Бланки свидетельств выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер. Первые и вторые экземпляры записей а.г.с. (по каждому типу записей отдельно), составленные в пределах календарного года, формируются в хронологическом порядке в книги государственной регистрации а.г.с. (актовые книги). Срок хранения актовых книг — 75 лет со дня составления записей а.г.с., по истечении которого они передаются в государственные архивы. Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, вторые — в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации а.г.с. в данном регионе. 4. Для составления записи а.г.с. гражданами должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации а.г.с. (например, справка установленной формы о рождении или смерти, совместное заявление отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке, об установлении отцовства или решение суда об установлении отцовства и др.), а также документ, удостоверяющий личность заявителя. Каждая запись а.г.с. должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником, скреплена печатью органа загса. Ответственность за правильность государственной регистрации а.г.с. и качество составления записи возлагается на руководителя соответствующего органа загса. Сведения, ставшие известными работнику органа загса в связи с государственной регистрацией а.г.с., являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Орган загса вправе сообщить эти сведения только по запросу суда, органов прокуратуры, дознания или следствия либо Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации а.г.с. может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации а.г.с. в данном регионе, или в суд. 5. Изменения или исправления в записи а.г.с. вносятся органом загса по заявлению заинтересованных лиц (например, когда при совершении записи допущены ошибки: искажения, пропуск сведений и т.п.), на основании решения суда (например, на основании решения суда об исключении сведений об отце ребенка при оспариваний отцовства), на основании решений административных органов (например, решения органа опеки и попечительства об изменении имени или фамилии ребенка — ст.59 Семейного кодекса), на основании других составленных записей а.г.с. (например, в запись акта о рождении вносятся изменения на основании записи об установлении отцовства или об усыновлении). Отказ органа загса внести в запись а.г.с. изменения или исправления может быть обжалован в суд и необходимые исправления или изменения будут внесены уже по решению суда. Только на основании судебного решения вносятся исправления или изменения в запись а.г.с. при наличии спора между заинтересованными сторонами. 6. При утрате свидетельства о государственной регистрации а.г.с. гражданину по его просьбе может быть выдано органом загса повторное свидетельство на основании записи а.г.с., находящейся на хранении в органах загса. Сама утраченная запись а.г.с. может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации соответствующего а.г.с. (ст.247 ГПК). Основанием для обращения в суд является сообщение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации а.г.с. в данном регионе, об отсутствии первичной (или восстановленной) записи а.г.с. На основании восстановленной записи а.г.с. гражданину выдается свидетельство о государственной регистрации а.г.с. с отметкой о том, что запись восстановлена. 7. Аннулирование записей а.г.с. производится органом загса по месту хранения этих записей а.г.с. на основании решения суда: о признании брака недействительным; об отмене судебного решения о расторжении брака; об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим и др. С момента аннулирования запись а.г.с. утрачивает свое правовое значение. Прекращает свое действие и свидетельство, которое было выдано на основании этой записи. 8. За государственную регистрацию а.г.с. взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождение от уплаты) которой определяется Законом РСФСР от 9 декабря 1991г. "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1995г. (СЗ РФ, 1996, No.1, ст.19) с изменениями, внесенными Законом от 19 июля 1997г. (СЗ РФ, 1997, No.29, ст.3506). << НазадОглавлениеВперед >>