Статьи об интересных широкой общественности процессах,
в которых принимали участие наши специалисты.
Обсуждаем. Уточняем. Задаём вопросы.
Предварительное слушание по иску К. к московскому метрополитену о взыскании убытков и возмещении морального вреда
10 апреля 2006г. состоялось предварительное слушание по иску К к московскому
метрополитену о взыскании убытков и возмещении морального вреда.
Поводом послужила знакомая и привычная для всех пассажиров метрополитена
ситуация, а именно, невозможность возврата неиспользованного билета на метро.
На деле это происходит следующим образом. Пассажир приобретает билет для
проезда в метро, но по каким-либо обстоятельствам (уважительным или нет, не имеет
значения) не воспользовался им. Он направляется в кассу, где билет был приобретен, и
просит вернуть деньги за неиспользованный билет для проезда в метро. Что же
произойдет дальше? Конечно же, ему откажут в возврате денежных средств и строго
укажут « все средства оплаты проезда, реализованные в кассах, обратно от пассажиров
не принимаются и не обмениваются….». Более того, от кассира может последовать
предложение продать указанный билет кому-нибудь из прохожих.
Позвольте, а как же «несанкционированная торговля на территории метрополитена
запрещена»? Ведь в соответствии с пунктом 2.11.14. «Правил пользования Московским
Метрополитеном» на территории метрополитена запрещается использовать площади
метрополитена с целью получения доходов без письменного разрешения администрации
метрополитена. Тем более что за указанную деятельность установлен штраф в размере
20 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда). Письменное разрешение
администрации для продажи купленного билета прохожим я не имела. А что если в
момент невинного предложения какому-либо из прохожих купить у меня этот злополучный
билет, ко мне подошел бы сотрудник милиции и наложил бы на меня штраф 2 тысячи
рублей? Я сомневаюсь что «доблестный» кассир станции метро Октябрьская,
предложивший мне продать биле кому-либо из прохожих, вряд ли оплатила бы за меня
этот штраф.
Получается, что даже кассир не знает правила метрополитена и ответственность,
наступающую за нарушение этих правил. Что уж говорить о передовых гражданах?
При ознакомлении с информацией вывешенной на окне, под информацией о тарифах на
услуги по перевозке пассажиров есть дописка следующего содержания: «купленные
билеты возврату и обмену не подлежат».
Однако, отказ кассира меня не удовлетворил и я направила заявление в
ГУП «Московский метрополитен» Служба сбора доходов. В удовлетворении моего
заявления мне было отказано, но сам ответ был потрясающий – «при покупке товара
необходимо более внимательно знакомиться с информацией, вывешенной для
пассажиров на каждом кассовом окне». Метрополитен посчитал, что я приобрела у них
вагон!
В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля.
Термины и определения», под «товаром» понимается любая вещь, не ограниченная в
обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому лицу по
договору купли-продажи. Следовательно, проезд в метро никак не может быть товаром.
Получается, приобретая билет для проезда в метро, пассажир, независимо ни от чего
обязан использовать купленный билет. А что же делать, когда человек болен, находиться
в командировке в другом городе или просто сидит дома? Наверняка, этот вопрос задавал
себе каждый человек, пользующийся услугами метро. Ведь Вы оплатили услугу (проезд
в метро) которой не воспользовались и денежные средства, уплаченные за оказание
данной услуги Вам, увы, никто не вернет.
Указанное правило полностью противоречит российскому законодательству, более
того, нарушая закон, метрополитен зарабатывает немалые деньги.
Как известно, приобретая билет для проезда в метро, гражданин заключает с
ГУП «Московский метрополитен» договор перевозки пассажиров, а приобретенный билет
служит подтверждением заключения указанного договора.
В соответствие со статьей 420 Гражданского Кодекса РФ, договором признается
соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении
гражданских прав и обязанностей.
Этот договор является возмездным и двусторонним (т.е. гражданин уплачивает
денежные средства за проезд, а ГУП «Московский метрополитен» обязан осуществить
перевозку гражданина).
Общий принцип гражданского права заключается в том, что после того как мы
оплатили услуги, у другой стороны остаются только обязательства – предоставить их нам.
На основании статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться
надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона,
иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с
обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Также, статья 310 Гражданского Кодекса РФ, закрепляет, что односторонний отказ от
исполнения обязательства не допускается, и по общему правилу обязательства
прекращается надлежащим исполнением.
Т.е. отказ московского метрополитена от предоставления гражданину оплаченной
услуги (проезда в метро) является незаконным и необоснованным.
На все устные обращения о причинах отказа в возвращении денежных средств,
метрополитен ссылается на Постановление Региональной энергетической комиссии г.
Москвы №87 от 09.12.2005г. и на п.16 «Правил пользования магнитными билетами» в
которых якобы дана вся исчерпывающая информация.
Тем не менее, в Постановлении приведены только тарифы на услуги по перевозке
пассажиров и багажа и нет никакой информации относительно возврата денежных
средств за неиспользованный билет.
Что же касается «Правил пользования магнитными билетами», то в указанном пункте
сказано, что «в случае повреждения билета по вине пассажира» билет не обменивается.
Приобретенный же мной билет не был ни поврежден, ни испорчен.
В соответствии с п. 2.2. «Правила пользования Московским Метрополитеном»
утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 28.10.94г. №533 – РМ «оплате подлежит
каждый проход за пределы пропускных пунктов станции метрополитена», но этим правом
я так и не воспользовалась.
Также, в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»,
потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказания услуг в любое время
при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с
исполнением обязательств по данному договору. Однако, ГУП «Московский
метрополитен» отказывается от расторжения договора, ничем не аргументируя.
Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.