На главную страницу

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ

Новости федерального законодательства

Заголовки раздела  ||  Новости раздела


Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146
gerb

Президент Российской Федерации


Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации"

     В соответствии  с  пунктом  "з"  статьи 83  Конституции   Российской
Федерации и подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая
1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" постановляю:
     1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Российской Федерации.
     2. Секретарю  Совета  Безопасности  Российской  Федерации   отражать
результаты реализации Военной доктрины Российской Федерации в   ежегодном
докладе  Президенту  Российской  Федерации  о  состоянии     национальной
безопасности и мерах по ее укреплению.
     3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от
21 апреля 2000 г. N 706  "Об  утверждении  Военной  доктрины   Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,   N 17,
ст. 1852).
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации                                         Д. Медведев

Москва, Кремль
5 февраля 2010 года
N 146

                  Военная доктрина Российской Федерации
         (утв. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146)

                           I. Общие положения

     1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная доктрина)
является одним из основных  документов  стратегического    планирования в
Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых   в
государстве взглядов на подготовку к вооруженной  защите  и   вооруженную
защиту Российской Федерации.
     2.  В  Военной  доктрине  учитываются  основные  положения   Военной
доктрины  Российской  Федерации  2000  года,  Концепции     долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до   2020
года, а  также  соответствующие  положения  Концепции  внешней   политики
Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской Федерации на
период до 2020 года.
     Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена
на ее дальнейшее развитие.
     3.  Правовую  основу  Военной  доктрины   составляют     Конституция
Российской Федерации, общепризнанные  принципы  и  нормы   международного
права и международные договоры Российской Федерации в  области   обороны,
контроля над вооружениями  и  разоружения,  федеральные   конституционные
законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
     4. Военная доктрина отражает  приверженность  Российской   Федерации
использованию политических,  дипломатических,  правовых,   экономических,
экологических, информационных,  военных  и  других  инструментов   защиты
национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.
     5.  Положения  Военной  доктрины  конкретизируются   в     посланиях
Президента  Российской  Федерации  Федеральному   Собранию     Российской
Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования
в военной сфере (военного планирования).
     Реализация  Военной  доктрины  достигается   путем     централизации
государственного  управления  в  военной  области  и     осуществляется в
соответствии с  федеральным  законодательством,  нормативными   правовыми
актами  Президента  Российской  Федерации,   Правительства     Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
     6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
     а) военная  безопасность  Российской  Федерации  (далее  -   военная
безопасность)  -  состояние  защищенности  жизненно  важных     интересов
личности, общества и государства от внешних и внутренних военных   угроз,
связанных  с  применением  военной  силы  или  угрозой  ее    применения,
характеризуемое  отсутствием  военной  угрозы  либо       способностью ей
противостоять;
     б)  военная   опасность   -   состояние       межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов,
способных при определенных условиях  привести  к  возникновению   военной
угрозы;
     в)   военная   угроза   -   состояние         межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое  реальной   возможностью
возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой
степенью  готовности  какого-либо  государства   (группы     государств),
сепаратистских (террористических) организаций к применению военной   силы
(вооруженному насилию);
     г) военный  конфликт  -  форма  разрешения    межгосударственных или
внутригосударственных противоречий с применением военной  силы   (понятие
охватывает   все    виды    вооруженного          противоборства, включая
крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);
     д) вооруженный конфликт -  вооруженное  столкновение   ограниченного
масштаба между государствами (международный  вооруженный  конфликт)   или
противостоящими  сторонами  в  пределах  территории  одного   государства
(внутренний вооруженный конфликт);
     е) локальная война -  война  между  двумя  и  более   государствами,
преследующая ограниченные военно-политические цели,  в  которой   военные
действия ведутся в  границах  противоборствующих  государств  и   которая
затрагивает   преимущественно   интересы   только   этих       государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
     ж) региональная война - война с участием двух  и  более   государств
одного региона, ведущаяся национальными или  коалиционными   вооруженными
силами с применением как обычных, так и ядерных  средств  поражения,   на
территории региона с прилегающими  к  нему  акваториями  и  в   воздушном
(космическом)  пространстве  над  ним,  в  ходе  которой    стороны будут
преследовать важные военно-политические цели;
     з) крупномасштабная война - война между коалициями  государств   или
крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой  стороны   будут
преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война
может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной   или
региональной войны с  вовлечением  значительного  количества   государств
разных  регионов  мира.  Она  потребует  мобилизации   всех     имеющихся
материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;
     и) военная политика - деятельность  государства  по    организации и
осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а
также интересов ее союзников;
     к) военная организация государства (далее - военная организация)   -
совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и   органов
(далее - Вооруженные Силы и другие войска),  составляющих  ее    основу и
осуществляющих  свою  деятельность  военными  методами,  а  также  части
производственного и научного комплексов страны, совместная   деятельность
которых направлена на подготовку  к  вооруженной  защите  и   вооруженную
защиту Российской Федерации;
     л) военное планирование - определение порядка и способов реализации
целей и задач развития военной  организации,  строительства  и   развития
Вооруженных  Сил  и  других  войск,  их  применения   и     всестороннего
обеспечения.

       II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

     7. Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением
идеологической   конфронтации,   снижением   уровня       экономического,
политического и военного влияния одних государств (групп  государств)   и
союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее
доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов.
     Неурегулированными   остаются   многие   региональные     конфликты.
Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в   регионах,
граничащих с Российской Федерацией. Существующая  архитектура   (система)
международной безопасности, включая ее международно-правовые   механизмы,
не обеспечивает равной безопасности всех государств.
     При этом, несмотря  на  снижение  вероятности  развязывания   против
Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств
поражения и ядерного  оружия,  на  ряде  направлений  военные   опасности
Российской Федерации усиливаются.
     8. Основные внешние военные опасности:
     а)   стремление   наделить    силовой    потенциал    Организации
Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми
в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру
стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том  числе   путем
расширения блока;
     б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах   и
регионах и подорвать стратегическую стабильность;
     в) развертывание (наращивание)  воинских  контингентов   иностранных
государств (групп государств) на территориях сопредельных  с   Российской
Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
     г) создание и развертывание систем  стратегической   противоракетной
обороны, подрывающих глобальную стабильность  и  нарушающих   сложившееся
соотношение  сил  в  ракетно-ядерной  сфере,  а   также     милитаризация
космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем
высокоточного оружия;
     д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам,
вмешательство в их внутренние дела;
     е) распространение оружия массового  поражения,  ракет  и   ракетных
технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;
     ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей,
а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области
ограничения и сокращения вооружений;
     з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской
Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного
права;
     и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов
на территориях сопредельных с  Российской  Федерацией  и  ее   союзниками
государств;
     к) распространение международного терроризма;
     л)  возникновение  очагов  межнациональной     (межконфессиональной)
напряженности,  деятельность  международных   вооруженных     радикальных
группировок в районах, прилегающих к государственной границе   Российской
Федерации и границам  ее  союзников,  а  также  наличие   территориальных
противоречий,  рост  сепаратизма   и   насильственного     (религиозного)
экстремизма в отдельных регионах мира.
     9. Основные внутренние военные опасности:
     а)  попытки  насильственного  изменения   конституционного   строя
Российской Федерации;
     б)  подрыв  суверенитета,  нарушение  единства  и    территориальной
целостности Российской Федерации;
     в) дезорганизация функционирования органов государственной   власти,
важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры
Российской Федерации.
     10. Основные военные угрозы:
     а)    резкое    обострение    военно-политической     обстановки
(межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной
силы;
     б) воспрепятствование работе  систем  государственного  и   военного
управления  Российской   Федерации,   нарушение       функционирования ее
стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном   нападении,
контроля   космического   пространства,   объектов   хранения   ядерных
боеприпасов, атомной энергетики, атомной,  химической  промышленности  и
других потенциально опасных объектов;
     в) создание и подготовка незаконных  вооруженных  формирований,   их
деятельность на территории Российской Федерации или  на  территориях   ее
союзников;
     г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях
сопредельных с Российской Федерацией  или  ее  союзниками    государств с
провокационными целями;
     д) активизация деятельности вооруженных  сил  отдельных   государств
(групп государств)  с  проведением  частичной  или  полной   мобилизации,
переводом органов государственного и военного управления этих государств
на работу в условиях военного времени.
     11. Военные конфликты характеризуются целями, способами и средствами
достижения этих целей, масштабами и сроками военных действий, формами   и
способами  вооруженной  борьбы  и  применяемыми  вооружением  и   военной
техникой.
     12. Характерные черты современных военных конфликтов:
     а) комплексное применение военной силы и сил и  средств   невоенного
характера;
     б) массированное применение систем вооружения  и  военной   техники,
основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности
с ядерным оружием;
     в)  расширение  масштабов  применения  войск  (сил)   и     средств,
действующих в воздушно-космическом пространстве;
     г) усиление роли информационного противоборства;
     д) сокращение временных параметров  подготовки  к  ведению   военных
действий;
     е) повышение оперативности  управления  в  результате    перехода от
строго   вертикальной   системы   управления   к       глобальным сетевым
автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
     ж) создание  на  территориях  противоборствующих  сторон   постоянно
действующей зоны военных действий.
     13. Особенности современных военных конфликтов:
     а) непредсказуемость их возникновения;
     б) наличие  широкого  спектра  военно-политических,   экономических,
стратегических и иных целей;
     в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия,   а
также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;
     г)   заблаговременное   проведение   мероприятий     информационного
противоборства для достижения политических целей без применения   военной
силы, а в последующем - в интересах формирования  благоприятной   реакции
мирового сообщества на применение военной силы.
     14.   Военные   конфликты   будут   отличаться       скоротечностью,
избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра
войсками (силами) и огнем, применением различных  мобильных   группировок
войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого
государственного и военного  управления,  обеспечение  превосходства  на
земле, море  и  в  воздушно-космическом  пространстве  станут   решающими
факторами достижения поставленных целей.
     15. Для военных действий  будет  характерно  возрастающее   значение
высокоточного,  электромагнитного,  лазерного,  инфразвукового    оружия,
информационно-управляющих систем, беспилотных летательных  и   автономных
морских аппаратов, управляемых роботизированных  образцов  вооружений  и
военной техники.
     16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором   предотвращения
возникновения  ядерных  военных  конфликтов  и  военных      конфликтов с
применением  обычных   средств   поражения   (крупномасштабной   войны,
региональной войны).
     В случае возникновения военного  конфликта  с  применением   обычных
средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего
под угрозу само существование  государства,  обладание  ядерным   оружием
может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный
конфликт.

               III. Военная политика Российской Федерации

     17.  Основные  задачи  военной   политики   Российской     Федерации
определяются  Президентом  Российской  Федерации   в       соответствии с
федеральным  законодательством,  Стратегией  национальной    безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
     Военная политика Российской  Федерации  направлена  на   недопущение
гонки  вооружений,  сдерживание  и  предотвращение  военных   конфликтов,
совершенствование  военной  организации,  форм  и  способов    применения
Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны
и обеспечения безопасности Российской Федерации, а  также  интересов   ее
союзников.

Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных
                               конфликтов

     18.  Российская  Федерация  обеспечивает   постоянную     готовность
Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию  и  предотвращению   военных
конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее  союзников   в
соответствии с нормами международного права и международными   договорами
Российской Федерации.
     Недопущение ядерного  военного  конфликта,  как  и  любого   другого
военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
     19.  Основные  задачи  Российской  Федерации  по       сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов:
     а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки
на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных
отношений  в  военно-политической  сфере  с  использованием   современных
технических средств и информационных технологий;
     б) нейтрализация  возможных  военных  опасностей  и  военных   угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
     в) поддержание стратегической стабильности  и  потенциала   ядерного
сдерживания на достаточном уровне;
     г) поддержание Вооруженных Сил и других войск  в  заданной   степени
готовности к боевому применению;
     д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации
Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала,
усиление взаимодействия в области международной  безопасности  в   рамках
Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности   и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской  организации   сотрудничества
(ШОС), развитие отношений в этой  сфере  с  другими   межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО);
     е) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с
ними  на  основе  общих  интересов  в  сфере  укрепления    международной
безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и  другими   нормами
международного права;
     ж) соблюдение  международных  договоров  в  области    ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений;
     з) заключение  и  реализация  соглашений  в  области    контроля над
обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного
доверия;
     и) создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего
сотрудничества в области противоракетной обороны;
     к) заключение международного договора о предотвращении размещения в
космическом пространстве любых видов оружия;
     л) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе
под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными)
организациями;
     м) участие в борьбе с международным терроризмом.

               Применение Вооруженных Сил и других войск.
 Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время, в период
           непосредственной угрозы агрессии и в военное время

     20. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных
Сил и других  войск  для  отражения  агрессии  против  нее  и    (или) ее
союзников,  поддержания  (восстановления)  мира   по   решению   Совета
Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для
обеспечения защиты своих граждан, находящихся  за  пределами   Российской
Федерации,  в  соответствии  с  общепризнанными  принципами  и    нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
     Применение  Вооруженных  Сил  и  других  войск  в       мирное время
осуществляется по решению Президента  Российской  Федерации  в   порядке,
установленном федеральным законодательством.
     21. Российская Федерация  рассматривает  вооруженное  нападение  на
государство -  участника  Союзного  государства  или  любые    действия с
применением военной силы против него как акт  агрессии  против   Союзного
государства и осуществит ответные меры.
     Российская  Федерация  рассматривает  вооруженное       нападение на
государство - члена ОДКБ как агрессию против всех  государств  -   членов
ОДКБ и осуществит в этом  случае  меры  в  соответствии  с    Договором о
коллективной безопасности.
     22. В рамках  выполнения  мероприятий  стратегического   сдерживания
силового характера Российской  Федерацией  предусматривается   применение
высокоточного оружия.
     Российская Федерация оставляет за  собой  право  применить   ядерное
оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного   и
других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против
Российской Федерации с применением обычного  оружия,  когда  под   угрозу
поставлено само существование государства.
     Решение  о  применении  ядерного  оружия  принимается    Президентом
Российской Федерации.
     23. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками
задач организуется и осуществляется в соответствии с  Планом   применения
Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных
Сил  Российской  Федерации,  указами  Президента  Российской   Федерации,
приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими нормативными правовыми  актами   Российской
Федерации и документами стратегического планирования по вопросам обороны.
     24. Российская Федерация выделяет  воинские  контингенты  в   состав
миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию  мира   по
решению Совета  коллективной  безопасности  ОДКБ.  Российская   Федерация
выделяет воинские контингенты в  состав  Коллективных  сил   оперативного
реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного  реагирования  на   военные
угрозы государствам - членам ОДКБ и  решения  иных  задач,   определенных
Советом коллективной безопасности ОДКБ, для  их  применения  в   порядке,
предусмотренном  Соглашением  о  порядке  оперативного     развертывания,
применения  и  всестороннего  обеспечения  Коллективных  сил     быстрого
развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
     25. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по
мандату СНГ Российская Федерация предоставляет  воинские  контингенты  в
порядке, установленном федеральным  законодательством  и   международными
договорами Российской Федерации.
     26. В целях защиты интересов Российской  Федерации  и  ее   граждан,
поддержания международного мира и безопасности формирования   Вооруженных
Сил Российской Федерации могут оперативно  использоваться  за   пределами
Российской Федерации  в  соответствии  с  общепризнанными    принципами и
нормами  международного  права,  международными  договорами    Российской
Федерации и федеральным законодательством.
     27. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время:
     а)  защита  суверенитета  Российской  Федерации,       целостности и
неприкосновенности ее территории;
     б) стратегическое сдерживание, в том числе  предотвращение   военных
конфликтов;
     в)  поддержание  состава,  состояния  боевой   и     мобилизационной
готовности и подготовки  стратегических  ядерных  сил,  сил  и   средств,
обеспечивающих  их  функционирование  и  применение,  а  также   систем
управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору
в любых условиях обстановки;
     г)  своевременное  предупреждение  Верховного     Главнокомандующего
Вооруженными  Силами  Российской   Федерации   о     воздушно-космическом
нападении, оповещение органов государственного  и  военного   управления,
войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
     д)  поддержание  способности  Вооруженных  Сил  и  других    войск к
заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на   потенциально
опасных стратегических направлениях, а также  их  готовности  к   боевому
применению;
     е)  обеспечение  противовоздушной   обороны   важнейших     объектов
Российской  Федерации  и  готовность   к   отражению       ударов средств
воздушно-космического нападения;
     ж) развертывание и поддержание в  стратегической  космической   зоне
орбитальных   группировок   космических   аппаратов,       обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
     з) охрана важных государственных и военных  объектов,  объектов   на
коммуникациях и специальных грузов;
     и)  оперативное  оборудование  территории  Российской    Федерации и
подготовка коммуникаций в целях обороны, в  том  числе    строительство и
реконструкция  объектов  специального   назначения,       строительство и
капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
     к) защита граждан  Российской  Федерации  за  пределами   Российской
Федерации от вооруженного нападения на них;
     л)   участие   в   операциях   по   поддержанию     (восстановлению)
международного мира и  безопасности,  принятие  мер  для   предотвращения
(устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира)   на
основании  решений  Совета   Безопасности   ООН   или       иных органов,
уполномоченных принимать такие решения в  соответствии  с   международным
правом;
     м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
     н) обеспечение безопасности экономической  деятельности   Российской
Федерации в Мировом океане;
     о) борьба с терроризмом;
     п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и
гражданской обороне;
     р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной
безопасности;
     с) участие в  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и   восстановление
объектов специального назначения;
     т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
     28. Основные  задачи  Вооруженных  Сил  и  других  войск  в  период
непосредственной угрозы агрессии:
     а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных
на  снижение  уровня  угрозы  агрессии  и  повышение  уровня     боевой и
мобилизационной готовности Вооруженных  Сил  и  других  войск,  в   целях
проведения мобилизационного и стратегического развертывания;
     б) поддержание  потенциала  ядерного  сдерживания  в   установленной
степени готовности;
     в) участие в обеспечении режима военного положения;
     г) осуществление мероприятий по территориальной  обороне,  а   также
выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
     д) выполнение международных обязательств  Российской  Федерации   по
коллективной обороне, отражение  или  предотвращение  в    соответствии с
нормами  международного  права   вооруженного   нападения       на другое
государство,  обратившееся  к  Российской  Федерации  с   соответствующей
просьбой.
     29. Основными задачами Вооруженных Сил и  других  войск  в   военное
время являются отражение  агрессии  против  Российской  Федерации   и  ее
союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его
к  прекращению  военных  действий  на  условиях,  отвечающих    интересам
Российской Федерации и ее союзников.

                      Развитие военной организации.
         Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск

     30. Основные задачи развития военной организации:
     а) приведение структуры, состава и численности компонентов   военной
организации  в  соответствие  с  задачами  в  мирное  время,     в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на
эти  цели  достаточного  количества  финансовых,  материальных     и иных
ресурсов. Планируемые количество и сроки  выделения  указанных   ресурсов
отражаются     в     документах      планирования      долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации;
     б) повышение эффективности и безопасности функционирования   системы
государственного и военного управления;
     в) совершенствование системы противовоздушной  обороны  и   создание
системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
     г)  совершенствование  военно-экономического  обеспечения    военной
организации   на   основе   рационального   использования     финансовых,
материальных и иных ресурсов;
     д) совершенствование военного планирования;
     е) совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны;
     ж)  совершенствование  системы  создания  запаса     мобилизационных
ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной техники,
а также материально-технических средств;
     з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации   и
ремонта вооружения, военной и специальной техники;
     и)  создание  интегрированных  структур    материально-технического,
социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных  Силах   и
других войсках, а также учреждений  военного  образования  и   подготовки
кадров;
     к) совершенствование системы информационного обеспечения Вооруженных
Сил и других войск;
     л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней
граждан Российской Федерации;
     м)   обеспечение   военно-политического   и      военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
     31. Основные приоритеты развития военной организации:
     а) совершенствование  системы  управления  военной    организацией и
повышение эффективности ее функционирования;
     б) развитие мобилизационной базы военной организации и   обеспечение
мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;
     в)  обеспечение  необходимой  степени  укомплектования,   оснащения,
обеспечения  соединений,  воинских  частей  и  формирований    постоянной
готовности и требуемого уровня их подготовки;
     г) повышение качества подготовки кадров и военного  образования,   а
также наращивание военно-научного потенциала.
     32. Основная задача строительства  и  развития  Вооруженных    Сил и
других  войск  -  приведение  их  структуры,  состава  и    численности в
соответствие  с  прогнозируемыми  военными  угрозами,       содержанием и
характером военных конфликтов,  текущими  и  перспективными    задачами в
мирное время, в период непосредственной  угрозы  агрессии  и  в   военное
время, а также политическими, социально-экономическими, демографическими
и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.
     33. В строительстве и  развитии  Вооруженных  Сил  и  других   войск
Российская Федерация исходит из необходимости:
     а) совершенствования  организационно-штатной  структуры  и   состава
видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной
численности военнослужащих;
     б) обеспечения  рационального  соотношения  соединений  и   воинских
частей  постоянной  готовности  и   соединений   и       воинских частей,
предназначенных для мобилизационного  развертывания  Вооруженных    Сил и
других войск;
     в)  повышения  качества   оперативной,   боевой,       специальной и
мобилизационной подготовки;
     г) совершенствования взаимодействия между видами  Вооруженных   Сил,
родами войск (сил) и другими войсками;
     д)  обеспечения  современными  образцами  вооружения,      военной и
специальной  техники   (материально-техническими   средствами)   и   их
качественного освоения;
     е) интеграции и скоординированного  развития  систем   технического,
тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и  других  войск,  а
также систем  военного  образования  и  воспитания,  подготовки   кадров,
военной науки;
     ж)   подготовки   высокопрофессиональных,   преданных      Отечеству
военнослужащих, повышения престижа военной службы.
     34. Выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных
Сил и других войск достигается путем:
     а) формирования и последовательной реализации военной политики;
     б) эффективного военно-экономического  обеспечения  и   достаточного
финансирования Вооруженных Сил и других войск;
     в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса;
     г)  обеспечения  надежного  функционирования  системы     управления
Вооруженными  Силами  и  другими  войсками  в  мирное  время,    в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
     д) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности
Вооруженных Сил и других войск;
     е) поддержания мобилизационной  базы  в  состоянии,   обеспечивающем
проведение мобилизационного и стратегического развертывания   Вооруженных
Сил и других войск;
     ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности, способных
выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной   угрозы
агрессии и в военное время;
     з) совершенствования системы дислокации  (базирования)   Вооруженных
Сил и других войск, в  том  числе  за  пределами  территории   Российской
Федерации,  в  соответствии  с  международными  договорами     Российской
Федерации и федеральным законодательством;
     и)  создания  эшелонированной  по  стратегическим  и    операционным
направлениям системы военной инфраструктуры;
     к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
     л)  оптимизации  количества  военных  образовательных     учреждений
профессионального образования в сочетании с федеральными государственными
образовательными учреждениями высшего профессионального  образования,   в
которых проводится обучение граждан Российской  Федерации  по   программе
военной    подготовки,    а    также    оснащения       их    современной
материально-технической базой;
     м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов  их  семей,  а  также   гражданского
персонала Вооруженных Сил и других войск;
     н) реализации установленных федеральным законодательством социальных
гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей, повышения качества их жизни;
     о) совершенствования системы комплектования
     военнослужащими, проходящими  военную  службу  по  контракту   и  по
призыву,  с  преимущественным  укомплектованием  должностей    рядового и
сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских
частей Вооруженных Сил  и  других  войск,  военнослужащими,   проходящими
военную службу по контракту;
     п) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины,
а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;
     р) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического
воспитания граждан;
     с) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области обороны.

                          Военное планирование

     35. Военное планирование  организуется  и  осуществляется  в   целях
реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами   мероприятий
развития  военной  организации,  а  также  строительства   и     развития
Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.
     36. Основные задачи военного планирования:
     а)  определение   согласованных   целей,   задач   и     мероприятий
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, а
также     развития     соответствующей               научно-технической и
производственно-технологической базы;
     б)  выбор  оптимальных  направлений   строительства   и     развития
Вооруженных Сил и других войск, форм и способов их применения исходя   из
прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей   и
военных  угроз,  уровня  социально-экономического  развития    Российской
Федерации;
     в) достижение соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных Сил и
других войск задачам их строительства, развития и применения;
     г)  разработка   документов   краткосрочного,       среднесрочного и
долгосрочного планирования, учет результатов выполнения планов (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
     д) организация контроля выполнения планов (программ) строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск;
     е) своевременная корректировка документов военного планирования.
     37. Военное планирование осуществляется в соответствии с Положением
о военном планировании в Российской Федерации.

              IV. Военно-экономическое обеспечение обороны

     38.  Основной  задачей  военно-экономического  обеспечения   обороны
является  создание  условий  для  устойчивого  развития  и    поддержания
возможностей  военно-экономического  и  военно-технического   потенциалов
государства на уровне, необходимом для  реализации  военной    политики и
надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время,
в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
     39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
     а)  достижение  уровня  финансового   и     материально-технического
обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на
нее задач;
     б) оптимизация расходов на  оборону,  рациональное    планирование и
распределение  финансовых  и  материальных  ресурсов,     направляемых на
обеспечение   военной   организации,   повышение         эффективности их
использования;
     в) своевременное и полное ресурсное обеспечение  выполнения   планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других  войск,   их
применения, боевой, специальной и мобилизационной  подготовки  и   других
потребностей военной организации;
     г) концентрация научных сил, финансовых  и   материально-технических
ресурсов для создания условий  качественного  оснащения   (переоснащения)
Вооруженных Сил и других войск;
     д) интеграция в определенных  сферах  производства    гражданского и
военного   секторов   экономики,   координация       военно-экономической
деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
     е)  обеспечение  правовой  защиты   результатов     интеллектуальной
деятельности военного, специального и двойного назначения;
     ж) выполнение обязательств Российской Федерации  в  соответствии  с
заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.

     Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и
                          специальной техникой

     40. Основной задачей  оснащения  Вооруженных  Сил  и  других   войск
вооружением,  военной  и  специальной  техникой  является      создание и
поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии
с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других войск,  формами   и
способами их применения, экономическими и мобилизационными возможностями
Российской Федерации.
     41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и  других  войск   вооружением,
военной и специальной техникой:
     а) комплексное  оснащение  (переоснащение)  современными   образцами
вооружения, военной и специальной техники  стратегических  ядерных   сил,
соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения,
антитеррористических   формирований,   инженерно-технических     воинских
формирований  и  дорожно-строительных  воинских  формирований,  а   также
поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;
     б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств   вооружения,
военной  и  специальной  техники   с   использованием     унифицированных
компонентов;
     в) развитие сил и средств информационного противоборства;
     г) качественное совершенствование средств информационного обмена на
основе использования современных технологий и международных стандартов, а
также единого информационного поля Вооруженных Сил и  других  войск   как
части информационного пространства Российской Федерации;
     д)  обеспечение  функционального   и     организационно-технического
единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;
     е) создание новых  образцов  высокоточного  оружия  и    развитие их
информационного обеспечения;
     ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция
с системами  управления  оружием  и  комплексами  средств   автоматизации
органов   управления   стратегического,       оперативно-стратегического,
оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней.
     42. Реализация задач  оснащения  Вооруженных  Сил  и  других   войск
вооружением,  военной  и  специальной  техникой       предусматривается в
государственной программе вооружения и других государственных программах
(планах).
     Оперативные решения по разработке военной и специальной  техники   в
случае  оснащения  иностранного  государства  новыми  видами   вооружения
принимаются Правительством Российской Федерации.

   Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными средствами

     43.  Обеспечение  Вооруженных  Сил  и  других  войск   материальными
средствами,  их  накопление  и  содержание  осуществляются   в   рамках
интегрированных  и  скоординированных  систем  технического  и   тылового
обеспечения.
     Основная  задача  обеспечения  Вооруженных  Сил  и  других   войск
материальными средствами в мирное время  -  накопление,   эшелонированное
размещение и содержание  запасов  материальных  средств,   обеспечивающих
мобилизационное и стратегическое развертывание  войск  (сил)  и   ведение
военных действий (исходя из  сроков  перевода  экономики,    отдельных ее
отраслей и организаций промышленности  на  работу  в  условиях   военного
времени)  с   учетом   физико-географических   условий     стратегических
направлений и возможностей транспортной системы.
     Основная  задача  обеспечения  Вооруженных  Сил  и  других   войск
материальными средствами в период  непосредственной  угрозы    агрессии -
дообеспечение войск (сил) материальными средствами по  штатам  и   нормам
военного времени.
     44. Основные задачи обеспечения  Вооруженных  Сил  и  других   войск
материальными средствами в военное время:
     а) подача запасов  материальных  средств  с  учетом   предназначения
группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой
продолжительности ведения военных действий;
     б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной  техники   и
материальных  средств  в  ходе  ведения  военных  действий     с   учетом
возможностей Вооруженных Сил и других войск, организаций   промышленности
по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.

                Развитие оборонно-промышленного комплекса

     45.  Основной  задачей  развития  оборонно-промышленного   комплекса
является   обеспечение   его   эффективного          функционирования как
высокотехнологичного   многопрофильного   сектора   экономики     страны,
способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и  других  войск  в
современном вооружении,  военной  и  специальной  технике  и   обеспечить
стратегическое  присутствие  Российской  Федерации  на  мировых    рынках
высокотехнологичных продукции и услуг.
     46. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса относятся:
     а) совершенствование  оборонно-промышленного  комплекса  на   основе
создания и развития крупных научно-производственных структур;
     б) совершенствование системы межгосударственной кооперации в области
разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники;
     в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации в
области производства стратегических и других образцов вооружения, военной
и  специальной  техники  в  соответствии  с  государственной   программой
вооружения;
     г) совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого
обеспечения производства и эксплуатации вооружения, военной и специальной
техники на всех этапах жизненного  цикла,  в  том  числе   отечественными
комплектующими изделиями и элементной базой;
     д) формирование комплекса приоритетных  технологий,   обеспечивающих
разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной
и специальной техники;
     е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми
организациями оборонно-промышленного комплекса;
     ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей
проводить    качественное     обновление             научно-технической и
производственно-технологической базы;
     з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и
критических технологий, обеспечивающих создание, производство  и   ремонт
находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и
специальной техники, а также обеспечивающих технологические прорывы   или
создание опережающего научно-технологического задела в целях   разработки
принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной   техники,
обладающих ранее недостижимыми возможностями;
     и)  совершенствование  системы  программно-целевого     планирования
развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности
оснащения  Вооруженных  Сил  и  других  войск  вооружением,     военной и
специальной   техникой,   обеспечения    мобилизационной       готовности
оборонно-промышленного комплекса;
     к)  разработка  и  производство  перспективных  систем  и   образцов
вооружения,  военной  и  специальной  техники,  повышение      качества и
конкурентоспособности продукции военного назначения;
     л)  совершенствование  механизма  размещения  заказов  на   поставки
продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
     м) реализация  предусмотренных  федеральным  законодательством   мер
экономического стимулирования исполнителей  государственного   оборонного
заказа;
     н) совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного
комплекса  путем  внедрения  организационно-экономических     механизмов,
обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
     о)   совершенствование   кадрового    состава    и    наращивание
интеллектуального   потенциала    оборонно-промышленного       комплекса,
обеспечение социальной  защищенности  работников   оборонно-промышленного
комплекса.

  Мобилизационная подготовка экономики, органов государственной власти,
              органов местного самоуправления и организаций

     47. Основная задача мобилизационной подготовки  экономики,   органов
государственной власти, органов местного  самоуправления  и   организаций
заключается в заблаговременной подготовке к переводу на работу в условиях
военного времени, удовлетворении потребностей Вооруженных Сил  и   других
войск, а также в обеспечении государственных нужд  и  нужд    населения в
военное время.
     48.   Задачи   мобилизационной   подготовки   экономики,   органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций:
     а)  совершенствование  мобилизационной  подготовки   и     повышение
мобилизационной готовности Российской Федерации;
     б)  совершенствование  нормативно-правовой  базы     мобилизационной
подготовки и перевода экономики  и  организаций  на  работу  в   условиях
военного времени;
     в)  подготовка  системы  управления  экономикой  к     устойчивому и
эффективному функционированию в период мобилизации,  в  период   военного
положения и в военное время;
     г) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и  экономики  муниципальных   образований,
мобилизационных планов организаций;
     д) создание, развитие и сохранение  мобилизационных  мощностей   для
производства  продукции,  необходимой  для  удовлетворения   потребностей
Российской Федерации, Вооруженных Сил  и  других  войск,  а  также  нужд
населения в военное время;
     е) создание и подготовка специальных формирований,   предназначенных
для  передачи  в  Вооруженные  Силы  и  другие  войска  при    объявлении
мобилизации или использования  в  их  интересах,  а  также  в   интересах
экономики Российской Федерации;
     ж) подготовка техники, предназначенной для поставки  в   Вооруженные
Силы и другие войска по мобилизации;
     з) создание, сохранение и обновление запасов материальных ценностей
государственного  и  мобилизационного  резервов,  неснижаемых     запасов
продовольственных товаров и нефтепродуктов;
     и) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение
и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты   повышенного
риска,  системы  жизнеобеспечения  населения  и   объекты,     являющиеся
национальным достоянием;
     к)  подготовка  финансово-кредитной,  налоговой  систем  и   системы
денежного  обращения  к  особому  режиму  функционирования   в   период
мобилизации, в период военного положения и в военное время;
     л) создание условий для работы органов управления всех  уровней,   в
том числе создание запасных пунктов управления;
     м) организация воинского учета;
     н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное время;
     о)  организация  совместной  мобилизационной  подготовки     органов
государственной власти, органов местного самоуправления  и   организаций,
имеющих мобилизационные задания, а также обеспечивающих   мобилизационные
мероприятия по переводу Вооруженных Сил и других войск на организацию   и
состав военного времени.

   Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской
                 Федерации с иностранными государствами

     49.  Российская  Федерация  осуществляет       военно-политическое и
военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (далее   -
военно-политическое и военно-техническое сотрудничество), международными,
в том числе региональными, организациями на  основе   внешнеполитической,
экономической  целесообразности  и   в   соответствии   с     федеральным
законодательством и международными договорами Российской Федерации.
     50. Задачи военно-политического сотрудничества:
     а) укрепление международной безопасности и выполнение международных
обязательств Российской Федерации;
     б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами -
членами  ОДКБ  и  государствами  -  участниками  СНГ,     дружественных и
партнерских отношений с другими государствами;
     в) развитие переговорного процесса по созданию региональных   систем
безопасности с участием Российской Федерации;
     г)  развитие   отношений   с   международными       организациями по
предотвращению конфликтных ситуаций,  сохранению  и  укреплению    мира в
различных  регионах,  в  том  числе  с  участием  российских     воинских
контингентов в миротворческих операциях;
     д)   сохранение   равноправных   отношений   с     заинтересованными
государствами  и  международными  организациями   для     противодействия
распространению оружия массового поражения и средств его доставки.
     51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:
     а) с Республикой Беларусь:
     координация деятельности в области развития национальных вооруженных
сил и использования военной инфраструктуры;
     выработка и  согласование  мер  по  поддержанию   обороноспособности
Союзного  государства  в  соответствии  с  Военной  доктриной    Союзного
государства;
     б) с государствами - членами ОДКБ - консолидация усилий и   создание
коллективных сил в интересах  обеспечения  коллективной    безопасности и
совместной обороны;
     в)  с  другими  государствами  -  участниками  СНГ  -    обеспечение
региональной и международной безопасности, осуществление   миротворческой
деятельности;
     г)  с  государствами  ШОС  -  координация   усилий   в   интересах
противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном
пространстве, а также создание необходимой нормативно-правовой базы;
     д) с  ООН,  другими  международными,  в  том  числе   региональными,
организациями - вовлечение представителей Вооруженных Сил и других войск
в руководство  миротворческими  операциями,  в  процесс    планирования и
выполнения мероприятий по подготовке операций  по  поддержанию    мира, а
также участие в  разработке,  согласовании  и  реализации   международных
соглашений в области контроля  над  вооружениями  и  укрепления   военной
безопасности,  расширение  участия   подразделений   и     военнослужащих
Вооруженных Сил и других войск в операциях по поддержанию мира.
     52. Задачей военно-технического сотрудничества является   реализация
целей и основных принципов  государственной  политики  в  этой   области,
которые определены федеральным законодательством.
     53.  Основные   направления   военно-технического     сотрудничества
определяются  соответствующими  концепциями,  утверждаемыми   Президентом
Российской Федерации.

                                    * * *

     Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением   характера
военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения   военной
безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации.
15 Февраля 2010 разместил
0 комментариев

Имя:
Е-mail:

smile:

smile wink wassat tongue laughing sad angry crying 




     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100
Студия НСв <<Новый Свет>>