На главную страницу  

Юридическая компания "Кремль-юрист"
+7(495)171-31-14

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Если Я - офицер, находясь в пункте временной дислокации убыл после...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 7. Участники общества

       1. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.

       2. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.

       Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

       Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

       Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

       3. Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

       В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

       1. Статья устанавливает основополагающие правила об участниках общества с ограниченной ответственностью, развивая нормы ст.66 и 88 ГК РФ. Схожие правила предусмотрены и акционерным законодательством Российской Федерации (ст.10 ФЗ "Об акционерных обществах").

       Из смысла п.1 ст.7 Закона следует, что в составе участников общества с ограниченной ответственностью могут быть:

           а) только граждане (гражданин);
           б) только юридические лица (юридическое лицо);
           в) одновременно граждане (гражданин) и юридические лица (юридическое лицо).

       Право гражданина на предпринимательскую деятельность основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает саму возможность заниматься такой деятельностью. Одной из форм реализации данной возможности может являться участие гражданина в обществе с ограниченной ответственностью.

       Для того, чтобы быть субъектом предпринимательской деятельности, гражданин должен быть способен реализовать это право, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (см. ст.21 ГК РФ). Поэтому участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т.п.

       По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста. Однако, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

       ГК РФ ввел новое понятие, не использовавшееся ранее в гражданском законодательстве России, - эмансипация. Оно означает объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным при наличии определенных условий. В ст.27 ГК РФ установлено, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту (имеется в виду - на постоянной основе), либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

       Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

       Таким образом, участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст.27 ГК РФ. Поскольку занятие предпринимательской деятельностью во времени должно предшествовать эмансипации, представляется, что регистрирующие органы не вправе препятствовать 16-летнему несовершеннолетнему быть учредителем или иным участником хозяйственного общества, но при условии, что он выразит намерение пройти процедуру эмансипации и представит доказательства согласия родителей (усыновителей, попечителя) на осуществление им предпринимательской деятельности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в установленном порядке, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Согласно п.4 ст.66 ГК РФ и второму абзацу п.1 комментируемой статьи, федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие определенных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью.

       В качестве наиболее общих примеров подобных запретов и ограничений можно привести правила, установленные в ст.11 ФЗ от 31.07.1995г. "Об основах государственной службы Российской Федерации"(СЗ РФ, 1995, No.31, ст.2990) и в ст.11 ФЗ от 08.01.1998г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1998, No.2, ст.224), которые запрещают соответственно государственному и муниципальному служащим: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении такой организацией.

       Запреты, имеющие более частный характер, содержатся в федеральных законах, регулирующих соответствующие сферы деятельности. Так, согласно ст.18 ФЗ от 10.01.1996г. "О внешней разведке" (СЗ РФ, 1996, No.3, ст.143) сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, по общему правилу, запрещено заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации. Поскольку служащие указанных органов, как и другие военнослужащие, правовое положение которых регулируется Законом РФ от 22.01.1993г. "О статусе военнослужащих" (Ведомости РФ, 1993, No.6, ст.188), являются государственными служащими, в отношении указанных лиц применяются правила ст.11 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

       По общему правилу, юридическое лицо может быть участником общества с ограниченной ответственностью в силу своей правоспособности (см. ст.49 ГК РФ), возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица. Однако данное правило не распространяется на хозяйственные общества, состоящие из одного лица, - они, согласно п.2 ст.88 ГК РФ и третьему абзацу п.2 комментируемой статьи не вправе быть единственным участником другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица. Если же в хозяйственном обществе несколько участников, то хозяйственное общество, состоящее из одного лица, вправе быть его участником.

       2. Статья запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями общества с ограниченной ответственностью кроме случаев, когда такая возможность предусмотрена федеральными законами. Вслед за ФЗ "Об акционерных обществах", вступившим в силу с 01.01.1996г., комментируемый Закон с 01.03.1998г. установил аналогичный запрет в отношении обществ с ограниченной ответственностью.

       Запрет, установленный в первом абзаце п.2 ст.7 Закона, действует в отношении представительных и исполнительных органов, а также судов. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленумов от 01.07.1996г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ, 1996, No.9), дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 07.12.1994г. хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие ГК РФ. В случаях, когда учредителем хозяйственного общества, созданного и зарегистрированного до 08.12.1994г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие ГК РФ его учредителем признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

       Здесь следует иметь в виду, что учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до 01.03.1998г., должны быть приведены в соответствие с Законом не позднее 01.01.1999г. До этого они применяются в части, не противоречащей Закону (см. ст.59 Закона и комментарий к ней). Федеральных законов, прямо предусматривающих право государственных органов (органов Федерации и органов ее субъектов) участвовать в обществах с ограниченной ответственностью, в настоящее время нет.

       Иначе обстоит дело с органами местного самоуправления. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности, а также решение вопросов их реорганизации и ликвидации предусмотрено ст.30 ФЗ от 12.08.1995г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, No.35, ст.3506; 1996, No.17, ст.1917; No.49, ст.5500; 1997, No.12, ст.1378).

       С одной стороны, специальная норма Закона (п.2 ст.7), казалось бы, предусматривает изъятие из этого правила, когда речь идет об обществах с ограниченной ответственностью, но в то же время отсылает к федеральным законам, которые могут предусмотреть иное. Кроме того, п.3 ст.29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяя полномочие органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, закрепляет, в частности, их право передавать объекты такой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать их в установленном порядке и совершать с ними иные сделки. Термин "иные" в данном случае позволяет местным органам распоряжаться муниципальным имуществом любыми правомерными способами в пределах, определяемых предметами ведения местного самоуправления (ст.6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Понятие "сделки", установленное в ГК РФ (ст.153), позволяет местным органам использовать муниципальное имущество, в частности, для создания обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ.

       Поэтому представляется, что в данном случае имеет место коллизия законов, которую вряд ли можно однозначно разрешить путем толкования. Устранить ее должен законодатель.

       Второй абзац п.2 ст.7 Закона допускает учреждение общества с ограниченной ответственностью одним лицом (гражданином или юридическим лицом). Ограничение здесь установлено только одно - учредителем и участником такого общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (см. также комментарий к п.1 ст.7 Закона). Заметим, что зарубежное законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, как правило, требует наличия в таком обществе не менее двух учредителей. Однако в Германии законом об обществах с ограниченной ответственностью 1980г. допускается возможность создания подобных корпораций одним лицом. ГК РФ и Закон восприняли указанное правило.

       Если общество учреждено одним лицом, данное лицо становится и его единственным участником, что, однако, не исключает в дальнейшем возможности приема третьих лиц в состав участников общества с соблюдением установленных Законом правил об увеличении уставного капитала, изменении устава и др. В этом случае участник, учредивший общество, будет продолжать оставаться его единственным учредителем, но общество уже не будет являться хозяйственным обществом с единственным участником.

       И наоборот, общество с ограниченной ответственностью, имеющее несколько участников, может впоследствии трансформироваться в общество с одним участником. Это возможно, например, в случае выхода (см. ст.26 Закона и комментарий к ней) или исключения (см. ст.10 Закона и комментарий к ней) участников из общества, разделения общества с ограниченной ответственностью с передачей его прав и обязанностей вновь созданным обществам (см. ст.54 Закона и комментарий к ней), каждое из которых состоит из одного лица, и др.

       К обществам с ограниченной ответственностью с одним участником применяются правила, установленные комментируемым Законом. Исключение составляют случаи, когда для таких обществ Законом установлены специальные нормы (например, второй абзац п.1 ст.11, ст.39 и др. Закона и комментарии к ним) или когда применение общих норм Закона вступило бы в противоречие с самой сущностью соответствующих отношений.

       3. Пункт 3 ст.7 Закона развивает норму п.1 ст.88 ГК РФ, которая устанавливает, что число участников общества с ограниченной ответственностью не может превышать числа, установленного законом о таких обществах. Если число учредителей общества превысит 50, т.е. в создании хозяйственного общества будут участвовать 51 и более лиц, то такое общество должно изначально создаваться в форме открытого акционерного общества, поскольку в силу п.3 комментируемой статьи оно не может быть создано в качестве общества с ограниченной ответственностью и в силу п.2 ст.10 ФЗ "Об акционерных обществах" не может создаваться в виде закрытого акционерного общества.

       Если в процессе деятельности общества в результате приема в состав его участников третьих лиц, слияния обществ и т.п. общее количество участников станет равно или более 51, то такое общество обязано преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (о преобразовании общества с ограниченной ответственностью см. ст.56 Закона и комментарий к ней). Для подготовки и проведения преобразования Закон в качестве общего правила отводит один год с того момента, когда количество участников соответствующего общества превысило 50 лиц. Этот момент определяется по дате вступления в силу решения органа общества, согласно которому число его участников превысило допускаемый Законом предел. Специальные правила преобразования обществ с ограниченной ответственностью, действующие только до определенного срока, установлены в ст.59 Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

       В случае несоблюдения требований императивных норм, установленных п.3 ст.7 Закона общество с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации (о ликвидации общества см. ст.57, 58 Закона и комментарии к ним).





     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100
Студия НСв <<Адвокаты Москвы>>