На главную страницу  

Юридическая компания "Кремль-юрист"
+7(495)171-31-14

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Если Я - офицер, находясь в пункте временной дислокации убыл после...»

Статья 117

       1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
       2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
       3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
       4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
       5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Комм. Окуньков Л.А.

       Конституция предусматривает различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.
       Одно из них — заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение, учитывая его экстраординарный характер, принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной, т.е. выражает мнение Правительства сложить полномочия досрочно, хотя для этого, как свидетельствует зарубежная практика, всегда имеются весьма серьезные причины и обстоятельства (кризис в экономике, всеобщие забастовки и т.д.). Заметим, что подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления (прошения) Правительства о своей отставке бывают редко. По действующему законодательству отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства в целом, т.е. всех министров и заместителей Председателя Правительства.
       Правительство уходит в отставку в полном составе. Закон допускает также возможность ухода в отставку отдельных членов Правительства по личной просьбе. Однако персональная отставка министра (или нескольких министров) не влечет за собой отставки всего Правительства и, в принципе, должна рассматриваться как нормальное явление в государственной службе.
       Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие обострения противоречий между ними. На практике бывают случаи, когда Правительство не желает уходить в отставку добровольно или Президент не предложил такого «дипломатического» способа отставки по собственному желанию. Отставка Правительства по решению Президента (п.2 ст.117) не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства. Раньше по Закону «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (ст.11) решение об отставке Правительства по инициативе Президента принималось им с согласия парламента. В этом случае в известном смысле можно говорить о подотчетности Правительства Президенту (так и было записано в ст.122 прежней Конституции).
       Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия (в других странах также резолюция порицания) — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. В этом отношении можно говорить об ответственности Правительства перед Государственной Думой на условиях, предусмотренных п.3 и 4 ст.117. По Конституции пределы этой ответственности фактически определяются Президентом. При выражении недоверия (или отказе в доверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.
       Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно ст.141 Регламента Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Регламентом определено, что Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.
       Процедура обсуждения в Государственной Думе предложения о недоверии Правительству предусматривает определенную последовательность действий с целью исключить автоматизм и предвзятость при голосовании. Для этого в Регламенте (ст.142) зафиксированы, в частности:
           — право Председателя Правительства выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о недоверии Правительству; возможность для депутатов задать вопросы Председателю и членам Правительства и лично высказаться за выражение доверия Правительству или против этого; преимущественное право на выступление представителей фракций и депутатских групп;
           — право Председателя и членов Правительства получать слово для справки в ходе обсуждения, но не более трех минут.
       Если по вопросу о даче согласия на назначение Председателя Правительства проводится тайное голосование (ст.138 Регламента Государственной Думы), то о выражении недоверия Правительству проводится открытое голосование, причем палата вправе принять решение о поименном голосовании (ст.143 Регламента). Отметим, что постановление Государственной Думы о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Аналогичный порядок голосования применяется и при вынесении решения по вопросу о доверии Правительству (ч.4 ст.117), поставленному Председателем Правительства, с той разницей, что депутатское большинство здесь означает вотум доверия, в отличие от выражения недоверия, которое инициируется в первом случае самой палатой.
       Оценивая значение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем обратим внимание на такой существенный факт. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, упомянутым в ст.117, в течение года после ее избрания. Следовательно, в этот период у Президента нет альтернативы выбора — отставка Правительства или роспуск Государственной Думы. В течение первого года возможна только отставка Правительства. Однако после годичного срока досрочный роспуск будет весьма реальным для Государственной Думы в случае неодобрения ею деятельности Правительства.
       И, наконец, последнее основание отставки — постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии. Это может быть связано с общим вопросом — одобрением его программы — либо с принятием конкретного законопроекта.
       В отечественной практике первый случай постановки Правительством вопроса о доверии ему был ответным его шагом на решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству на основании ч.3 настоящей статьи. Если сравнить сроки возможного роспуска Государственной Думы по основаниям, предусмотренным ч.3 и 4, и заявление Президента о поддержке Правительства, то правовая сторона таких действий выглядит достаточно безупречной, поскольку ч.3 и 4 этой статьи не исключают различных вариантов их применения. Статья 145 Регламента Государственной Думы предусматривает рассмотрение этого вопроса в первоочередном порядке в течение 10 дней со дня внесения Председателем Правительства представления о доверии. Отказ в доверии Правительству в этой ситуации означал бы, что в последующие 7 дней роспуск Государственной Думы был бы неизбежен.
       В государствах с парламентской или смешанной (парламентско-президентской) формой правления получение доверия парламента является естественным шагом правительства, ибо без мандата доверия парламента осуществление правительством своей программы всегда может быть блокировано депутатским корпусом. В зарубежных странах по установившейся процедуре на одобрение парламента представляется программа правительства, где определяются основные направления его деятельности. «Правительство должно получить доверие обеих палат» — таков конституционный постулат, выражающий взаимоотношения парламента и правительства (ст.94 Конституции Италии). Премьер-министр после обсуждения в Совете Министров ставит в Национальном Собрании вопрос о доверии Правительству, требуя одобрения его программы или, в случае необходимости, одобрения декларации общей политики (ст.49 Конституции Франции).
       Выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, даже его отставка формально не обязывают Президента немедленно представить на утверждение парламента новый состав Правительства. Речь может идти лишь о кандидатуре Председателя Правительства, для назначения которого, как известно, требуется согласие Государственной Думы. Причем в Конституции не указан срок, в течение которого Президент обязан сформировать новое Правительство, а сказано только о том, что в случае отставки Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
       Недоговоренность о сроке формирования нового Правительства, имеющаяся в Основном Законе Российской Федерации, может затянуть процесс обновления руководства исполнительной власти, что не отвечает интересам государства и общества.
       В российском законодательстве пока не закреплена процедура отставки Правительства, что может отрицательно сказаться на практическом решении этого вопроса в парламенте. Во-первых, представляется необходимым получить четкий ответ на последствия отставки Правительства. Должен ли Президент представить Государственной Думе новый состав Правительства или весь процесс ограничивается лишь дачей согласия парламента на назначение главы Правительства? Заметим, что по проекту Конституции (одобренному Конституционным Совещанием 12 июня 1993г.) первоначально предусматривалось, что в случае отставки Правительства Президент в двухнедельный срок представляет Государственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства. Во-вторых, необходимо уточнить сроки рассмотрения вопроса о доверии Правительству.
       В большинстве стран между постановкой вопроса о доверии правительству и рассмотрением его в парламенте существует определенный, но весьма непродолжительный срок для переговоров и консультаций между сторонами (не менее 48 часов).


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100
Студия НСв <<Адвокаты Москвы>>